Сегодня, в Рождественский Сочельник, пожалуй, настало наилучшее время, чтобы поговорить о первой остановке нашего с родственниками путешествия 1-2 января новонаступившего года - Валдайском Иверском монастыре. Этот величественный монастырь, шедевр российской храмовой архитектуры XVII века, одно из любимых детищ знаменитого патриарха Никона - потрясающе красивое место, наполняющее душу радостью и умиротворением и направляющее мысли в правильное русло. Предлагаю вам сегодня виртуально прогуляться по монастырю вместе с нами.
Во
вчерашней записи я уже писал о том, что к монастырю со стороны автотрассы М10 и города Валдая, районного центра Новгородской области, ведёт потрясающе красивая дорога, так что повторяться об этом не буду. Вновь скажу лишь то, что в снежной дымке и ранних январских сумерках монастырь словно выплывал из тумана, из тишины лесов и величавого Валдайского озера, на глазах выходил из облаков и тумана во всём своём великолепии. Выдающееся детище характерного Московского Патриарха Никона и сегодня не может не производить впечатление. Впрочем, обо всём по порядку.
Сначала, пожалуй, имеет смысл вкратце рассказать об истории монастыря и об Иверской иконе Божией Матери, ведь именно в честь Богородицы ради Её Иверской иконы монастырь и построен. Как известно, оригинал этой древней иконы, прославленной чудотворениями, находится на Афоне, в Иверском монастыре. В России же были представлены и представлены сейчас несколько списков с этого оригинала.
Первый появился в 1648-м году после просьбы предоставить его со стороны царя Алексея Михайловича и Никона (тогда - настоятеля московского Новоспасского монастыря в сане архимандрита), будучи написанным на Афоне иконописцем Иамвлихом Романовым и доставленным в Москву. В столице Русского царства московский список Иверской иконы (который я далее для удобства буду называть Московской Иверской иконой) оказался в распоряжении царицы Марьи Ильиничны, находясь либо в её покоях в комнате со святыми образами, либо в домовой придворной церкви. Во время
Восточно-европейской войны икона, по благословению Никона (тогда - уже патриарха) и с разрешения Алексея Михайловича находилась в расположении русского войска. После войны она снова была возвращения царице Марье Ильиничне и впоследствии, уже вместе с её дочерью, царевной Софьей, оказалась в Новодевичьем монастыре, где и хранилась до закрытия монастыря после революции и перемещения иконы в музейный фонд, прославившись многими чудотворениями. В 2012 г. Московская Иверская икона была возвращена Церкви и сейчас снова доступна в Новодевичьем монастыре столицы.
Валдайский же список Иверской иконы (далее - по тому же принципу: Валдайская Иверская икона) тоже был изготовлен на Афоне по просьбе Никона, когда он в 1650-х годах был митрополитом Новгородским. В 1655 г. он был доставлен с Афона в Москву вместе с планом Иверского монастыря: Никон хотел создать аналогичный монастырь в Русском царстве, и даже облачения для монашествующих в сане пошить на греческий, а не на русский манер. В 1656-м году икона была установлена в главном храме нового монастыря - Успенском соборе, где и пребывала до XX века, пока не исчезла бесследно. Её нынешнее местонахождение неизвестно. За годы пребывания иконы в Валдайском монастыре уже с неё самой, с Валдайского списка, было сделано 10 списков только для самого монастыря, плюс несколько списков хранилось в храмах города Валдая. И сейчас в Успенском соборе монастыря установлен именно такой список с Валдайской Иверской иконы, который прежде хранился в церкви Петра и Павла города Валдая. Надеюсь, я вас не совсем этим запутал :) Но если вдруг да, то поясню снова: сейчас в монастыре доступен список со списка оригинальной афонской Иверской иконы. Впрочем, как вы понимаете, с богословской точки зрения это не имеет никакого значения. Выглядят икона и убранство Успенского собора Валдайского монастыря вот так (обратите внимание и на иконостас с Царскими Вратами - это нам понадобится чуть позже):
Фотография отсюда:
http://iveron.ru/wp-content/uploads/2017/09/IMG_2557.jpg.
Постараюсь кратко рассказать и об истории самого Валдайского монастыря. Надеюсь, у меня это получится, чтобы вы не заскучали и, обвинив меня оправданно в занудстве, не закрыли этот пост раньше, чем я перейду к личным впечатлениям и авторским фото :)
Итак, о времени освещения главного храма монастыря я уже написал выше. Идея его создания появилась у Никона в начале 1650-х гг., а во время одной из поездок из Новгорода в Москву он выбрал и место для нового монастыря на небольшом Сельвицком острове в Валдайском озере неподалёку от берега.
Как известно, по инициативе Никона в России были созданы три весьма необычных архитектурно и с точки зрения уклада монастыря. Самый известный из них -
Новоиерусалимский Воскресения Христова монастырь в Истринском районе Подмосковья. Наименее знаменитый - находившийся на Русском Севере, на острове Кий в Онежской губе Белого моря Крестный монастырь. И, если в Новом Иерусалиме Никон попытался организовать всё, вплоть до убранства центрального Воскресенского собора, на манер Святой Земли, то на Валдае примером для подражания, пусть и с авторскими уточнениями и дополнениями, был уже упомянутый афонский Иверский монастырь.
Основная часть построек монастыря, которые видны на заглавном фото этой публикации и которые я ещё покажу ниже, была построена в течение XVII века, когда монастырь, пользуясь покровительством Никона, а впоследствии - поддерживая свой влиятельный статус, активно развивался. При Никоне в Успенском соборе был установлен «Никоновский» 1000-пудовый колокол с изображением патриарха.
В XVII же веке в монастырь из Орши была переведена братия упразднённого Кутеинского Оршанского монастыря, у которой возникали разногласия и конфликты с прежними насельниками обители, часть из которых её покинули, уйдя в Москву или в другие местные монастыри или переселившись в скиты на островах и берегах Валдайского озера. В числе же приехавших в монастырь был брат Симеона Полоцкого Исаакий.
До 1665 г. в монастыре находилась перевезённая из Орши печатня, которую Никон впоследствии перенёс в Новый Иерусалим. При Валдайском монастыре действовала пользовавшаяся большой популярностью и славившаяся качеством работы изразцовая мастерская.
При Никоне монастырь пользовался расширенными правами и целым рядом привилегий, ему были отписаны огромные территории в пределах нынешних Вышневолоцкого, Окуловского и Боровичского районов. Свято-Духов Боровичский монастырь был приписан к Валдайскому, из него в последний были перенесены мощи преподобного Иакова Боровичского (после кампании по вскрытию мощей XX века полностью не сохранились, часть ихи сейчас хранится в Иверском монастыре).
После низложения Никона с поста патриарха и его ссылки на Русский Север три его любимых монастыря были переведены в управление местных епархий, а затем и вовсе упразднены, а монахи расселены по другим монастырям. Однако уже в 1668-м году Валдайский монастырь был восстановлен.
В начале XVIII века монастырь переживал упадок, и вот, что интересно в этом для петербуржцев: в 1712-м году он был приписан к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В 1730 г. самостоятельность Валдайского монастыря была восстановлена, в 1764-м, при изъятии церковных земель, он был объявлен монастырём первого, высшего, класса с подворьями в Новгороде и Москве и с пятью приписанными к нему монастырями.
В 1919 г. монастырь был реорганизован братией в Иверскую трудовую артель. На территории монастыря был создан «Никоновский музей». В 1921 г. Петроградский отдел по музеям признал исключительную историко-культурную ценность монастыря. В 1927-м артель была ликвидирована, монахов в Валдайском монастыре не осталось. На его территории последовательно существовали, кроме музея, мастерские, госпиталь (во время войны), дом инвалидов, туберкулёзный санаторий и база отдыха. При реставрации в 1959 г. он находился в аварийном состоянии. Ну а в 1991-м был возвращён Церкви, отреставрирован и сегодня пребывает в полном великолепии - состояние его просто превосходное, и тут я хочу похвалить не то настоятеля, не то епархию в целом, не то и не знаю кого - но работа была проделана огромная, и сегодня результат виден прекрасно.
Итак, пойдёмте же наконец-таки на виртуальную прогулку :)
Главный вход в монастырь со стороны парадной пристани: перед нами Святые врата монастыря с надвратной церковью святителя Филиппа Московского. Справа и слева от неё в монастырской стене располагаются гостевые кельи. Ну а за спиной в это время был Валдай:
Вид изнутри на то место, откуда сделано прошлое фото: обратите внимание, насколько Валдайское озеро белоснежное:
Войдя в Святые врата монастыря, оказываемся, так сказать, на предварительной монастырской территории. Здесь нас встречают двухэтажные гостиные корпуса и две симметричные башни, одна из которых - Водовзводная - как раз попала в кадр:
Вот, кстати говоря, схема монастыря, если вам так будет удобнее следить за прогулкой - установлена она там же:
Пройдём на основную, центральную территорию монастыря. Перед нами - центральные врата с надвратной церковью архангела Михаила. Слева от неё - Казначейские кельи, справа - кельи насельников. Последние достраивались уже в XVIII веке, а потому довольно сильно контрастируют с остальными монастырскими постройками, возведёнными на десятилетия раньше:
По правую руку видим монастырскую колокольню. К ней примыкают два административно-начальственных корпуса: ближе к нам расположен Наместнический корпус, а дальше, за колокольней - более крупный Настоятельский корпус с домовой церковью:
По левую же руку располагается храм Богоявления с трапезной палатой и, дальше от нас, - примыкающий к нему храм Святого Духа:
Ну а прямо перед нами - главный храм Валдайского монастыря, уже многократно упомянутый в этой записи Успенский собор. Сегодня он имеет два придела: центральный во имя Успения Пресвятой Богородицы и боковой - в честь преподобного Нила Столобенского. И именно в Успенском соборе установлен список Валдайской Иверской иконы.
Собор представляет собой нечто среднее между храмами Московского Кремля, церквями Северо-Западной Руси и монастырей Афона. Он полностью окружён галереей, что роднит его с главным собором Новоиерусалимского монастыря.
Помните, я просил вас запомнить внешний вид иконостаса? Первоначально он был пятиярусным, сделанным из резного дуба, украшенным золочением и сквозными резными колонками, увитыми виноградной лозой. Делали его, кстати, те же мастера, что трудились и в Новом Иерусалиме. Сейчас, конечно, его облик несколько проще, но в общем и целом изменился не сильно - особенно в оформлении типичных для XVII века в Русском царстве Царских Врат.
Выйдем из монастыря с другой стороны - слева, сбоку от трапезной, в сторону бокового монастырского причала. Взглянем на монастырь. На переднем плане в стене выделяются здания монастырских бани и прачечной. За ними располагаются трапезная и храм Святого Духа, из-за которого выглядывают купола Успенского собора. Справа же виднеются колокольня и Наместнический корпус.
Чуть правее, ближе к центральному причалу, виднеются Михайловская башня и уже показанные Святые врата и Водовзводная башня:
Слева же расположены два наиболее отдалённых здания Валдайского монастыря: бывший Боровический корпус с больничными кельями, в котором сейчас обустроен храм Новомучеников и исповедников Российских, и усыпальница Панаевых с часовней. Видны также две башни: Северо-восточная (за храмом) и Квасоваренная (справа):
Прогулка по монастырю получилась краткой, но очень насыщенной. Лично мне она очень понравилась, порадовала, принесла массу размышлений и эмоций и умиротворения. Надеюсь, что частью из полученных мной там личного опыта и знаний я смог поделиться и с вами.
Ну а напоследок ещё раз посмотрим на прекрасную панораму монастыря: