Пришло время подвести итоги минувшего литературного года в России, а конкретно - крупнейших литературных премий. Сам по себе институт литературных премий у многих справедливо вызывает большие сомнения, но отрицать тот факт, что определённую роль (причём довольно заметную) в современной литературном процессе они таки играют, я думаю, никто не станет.
Я проанализировал результаты крупнейших литературных премий России и хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями на этот счёт.
Изображение отсюда:
http://torange.biz/photo/33/33973/HD33973.jpg.
Прежде чем переходить непосредственно к премиям, хочу пояснить, почему выбрал именно их. Пояснение весьма короткое и вполне очевидное: именно указанные 5 премий считаются главными в современной России. И не только призовой фонд, но и внимание литературных и более широких общественных кругов тому причиной.
Для начала приведу короткие списки каждой из выбранных премий. Синим в них выделены лауреаты премий:
“Большая книга”:
1-е место: Л. Юзефович: “Зимняя дорога”
2-е место: Е. Водолазкин: “Авиатор”
3-е место: Л. Улицкая: “Лестница Якова”
Читательское голосование: Л. Улицкая: “Лестница Якова”
---
П. Алешковский: “Крепость”
Е. Водолазкин: “Авиатор”
М. Галина: “Автохтоны”
В. Динец: “Песни драконов”
А. Иванов: “Ненастье”
А. Иличевский: “Справа налево”
А. Матвеева: “Завидное чувство Веры Стениной”
С. Солоух: “Рассказы о животных”
Л. Улицкая: “Лестница Якова”
С. Филипенко: “Травля”
Л. Юзефович: “Зимняя дорога”
***
“Ясная поляна”:
Номинация “Современная классика”:
В. Маканин: “Где сходилось небо с холмами”
---
Номинация “XXI век”:
Н. Абгарян: “С неба упали три яблока”
С. Афлатуни: “Поклонение волхвов”
А. Григоренко: “Потерял слепой дуду”
Б. Минаев: “Мягкая ткань”
В. Эйснер: “Гранатовый остров”
Л. Юзефович: “Зимняя дорога”
Номинация “Детство. Отрочество. Юность”:
М. Москвина, Ю. Говорова: “Ты, главное, пиши о любви”
М. Нефёдова: “Лесник и его нимфа”
Ю. Яковлева: “Дети ворона”
Номинация “Иностранная литература”:
О. Памук: “Мои странные мысли”
***
“Национальный бестселлер”:
Л. Юзефович: “Зимняя дорога”
---
М. Однобибл: “Очередь”
Э. Саттаров: “Транзит Сайгон-Алматы”
А. Топорова: “Украина трёх революций”
М. Галина: “Автохтоны”
***
“Русский Букер”:
П. Алешковский: “Крепость”
---
П. Алешковский: “Крепость”
С. Афлатуни: “Поклонение волхвов”
С. Лебедев: “Люди августа”
А. Мелихов: “И нет им воздаяния”
Б. Минаев: “Мягкая ткань”
Л. Юзефович: “Зимняя дорога”
***
“НОС”:
Б. Лего: “Сумеречные рассказы”
---
Е. Водолазкин: “Авиатор”
К. Кобрин: “Шерлок Холмс и рождение современности. Деньги, девушки, денди Викторианской Эпохи”
С. Кузнецов: “Калейдоскоп: расходные материалы”
В. Мартынов: “Книга Перемен”
А, Петрова: “Аппендикс”
Б. Лего: “Сумеречные рассказы”
С. Лебедев: “Люди августа”
Читательское голосование:
И. Сахновский: “Свобода по умолчанию”
******************************
Итак, что мы видим?
Прежде всего, бросается в глаза факт наличия лишь одной книги во всех коротких списках (кроме «НОСа», но там всегда весьма экстравагантные подборки). И это книга, которую художественной можно назвать только с очень большой натяжкой. Строго говоря, это качественный и очень ярко преподнесённый нон-фикшн. Это лауреат сразу двух премий («Большая книга» и «Национальный бестселлер»), «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича. Я об этой замечательной и очень важной книге уже
писал и очень рад, что она в итоге и стала, фактически, главной отечественной книгой года.
Нельзя не отметить и тенденцию, в которой «Зимняя дорога» представляет лишь небольшую часть. Дело в том, что большинство премированных книг или тематически обращены в прошлое, или относятся к нон-фикшну. Либо совмещают в себе обе эти тенденции, что и демонстрирует «Зимняя дорога». Ведь и «Авиатор» Евгения Водолазкина, и «Лестница Якова» Людмилы Улицкой, и «Крепость» Петра Алешковского самым непосредственным образом отражают эту тенденцию.
Известный (и едва ли не самый популярный сегодня) литературный критик Галина Юзефович
считает, что массовая обращённость современных писателей к истории XX века оправданна и показывает необходимость осмысления произошедшего в прошлом столетии для понимания нашего сегодняшнего положения и дальнейших перспектив нашего исторического пути. Мысль логичная и обоснованная, но я, к сожалению, хотел бы тут скорее согласиться с моим другом Тёмой Ершовым (поэтом, писателем и филологом, что для нашего сегодняшнего разговора особенно важно). Он полагает, что обращаться в литературе к минувшим эпохам резонно только в том случае, если автор хочет и может либо сказать о них нечто новое, либо интерпретировать события, происходившие там, по-новому, либо просто представить их в новой литературной форме и немного иным языком. Повторение же того, что уже в литературе было, по его справедливому замечанию, едва ли помогает полноценному осмыслению нашего исторического опыта.
Его мнение, впрочем, довольно жёсткое и принципиальное в отношении современной русской литературы в целом. Я его разделяю, и всё же полагаю, что она, хоть зачастую и глубоко вторична, но не совсем уж плоха. Тот же «Авиатор», о котором я тоже уже
писал, снабжён Водолазкиным интересной концепцией времени и совершенно изумительным по современным меркам языком. Но идеально под наши представления о том, как можно по-новому представить исторический материал (причём не ради эпатажа, а именно с преподнесением глубинных, важнейших смыслов), подходит из новой прозы о былом разве что Юзефович. И потому, повторюсь, его триумф совершенно справедлив.
Нельзя не отметить и тот факт, что премии почти повсеместно снова получили хорошо знакомые нам люди. Но, с другой стороны, едва ли крупные премии могли дать кому-то начинающему и малоизвестному, не так ли?
***
Теперь несколько слов о каждой премии.
Начнём с, пожалуй, главной - «Большой книги».
Именно она и стала квинтэссенцией продекларированного выше тезиса о том, что премируют, как правило, людей не случайных и давно зарекомендовавших себя в литературе. Тем удивительнее было вручение этой премии Гузели Яхиной в прошлом году. Но такие случаи на «БК» редки и только подтверждают общее правило.
А вот за наличие в коротком списке «
Травли» Саши Филипенко оргкомитет и жюри премии нужно подвергнуть общественному порицанию!
***
«Ясная поляна»
Тут я хотел бы обратить особое внимание на награждение Орхана Памука. Это второй случай награждения означенной премией иноязычных писателей, и на этот раз решили наградить аж Нобелевского лауреата. Он, надо сказать, был награждению
очень рад.
***
«Нацбест»
Уже не впервые короткий список этой премии кажется самым политизированным. И вовсе не потому, что при его составлении имеют место некие подтасовки. Но ведь и правда: все книги так или иначе касаются политики, причём почти всегда с очень чётких и однозначных позиций…
Тем приятнее, впрочем, награждение именно Леонида Юзефовича. Его книга, повторюсь, является максимально взвешенной, спокойной и чрезвычайно важной для современного российского читателя.
Стоит также отметить «Очередь» Михаила Однобибла, потому что это книга, в известном смысле, уникальная. На момент номинации книга представляла собой, по сути, самиздат, потому как была
опубликована за счёт автора на платформе «Ridero». И то, что её не просто включили в число одной из важнейших литературный премий страны, но и добавили в короткий список - случай неслыханный. И дающий надежду любому начинающему писателю.
***
«НОС»
Об этой премии мы всегда знаем чуть больше, чем об остальных. Только вот
публикация фрагментов обсуждения членами жюри номинантов на её получение меня разочаровала: абсолютный субъективизм, ни малейшей попытки взвесить реальную ценность обсуждаемых книг поверх личного впечатления… Имеют право, конечно, но тем не менее…
Как бы там ни было, но лично я полагал, что наградят «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова. Не наградили. Но интереса к этой книге сложившееся положение дел, уверен, снизить не сможет.
Стоит также обратить внимание, что читатели присудили премию «Свободе по умолчанию» Игоря Сахновского, а ведь это произведение не попало в короткий список премии! Да, бесконечно далёким оказалось жюри «НОСа» от аудитории людей, чувствующих свою связь с премией и проявляющих к ней интерес…
***
«Русский Букер»
Когда-то, насколько я знаю, известный филолог Виктор Топоров сказал об этой премии, что в ней всегда побеждает самый скучный и невзрачный из представителей короткого списка. Я, конечно, так судить не стал бы, но скандал и огромное количество споров, порождённых премированием «Крепости» Алешковского, эту точку зрения подтверждают. И, признаться честно,
есть основания разделять поднявшееся возмущение…
***
В завершение хотелось бы отметить несколько зарубежных премий.
Мне представляется крайне важным прецедент с награждением Боба Дилана Нобелевской премией по литературе. О чём я, впрочем, уже обстоятельно
высказывался.
Кажется мне примечательным и награждение очень престижной премией имени Г. К. Андерсена Харуки Мураками. Можно по-разному оценивать этот факт, но, полагаю, Нобеля и он рано или поздно таки получит.
Что же касается российских писателей, то премию имени Иво Андрича
Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины (не путать с государством Сербия!),
получил Захар Прилепин. Его наградили за роман «Обитель» и сборник рассказов «Семь жизней», а премию вручал хорошо в России известный Эмир Кустурица.
***
P.S. Тем временем, уже опубликован длинный список премии «Национальный бестселлер»-2017. Ознакомиться можно
здесь.