(no subject)

Dec 11, 2012 17:20

«Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна
вещь, которой природа боится даже больше, чем пустоты. Это - логическая
дихотомия. Тем не менее, когда люди говорят и пытаются думать, они
автоматически мыслят такими дихотомиями, как горячее и холодное, день и
ночь, черное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад и
особенно - врожденное и выученное, или наследственность и среда.» Гарри
Харлоу и Клара Мирс

«Очень важно также иметь в виду, что все
бинарные оппозиции содержат в себе момент оценки, последовательно
распределяясь на положительные и отрицательные. Чарлз Осгуд (Osgood,
1979), изучивший под этим углом зрения носителей 12 разных языков,
нашел, что человеческое сознание отличается не просто биполярностью
(значения слов дифференцируются в терминах полярных оппозиций), но и
тем, что один из полюсов оценивается как положительный, а другой - как
отрицательный, причем положительные характеристики соединяются с
положительными, а отрицательные - с отрицательными.
Это относится и к понятиям мужского и женского (Валенцова, 2004).
Метафоры
мужского и женского у разных народов различаются как по степени своей
разработанности и значимости, так и по содержанию. Например, в русских
летописях важнейшие мужские и женские свойства поляризованы, но при этом
все мужское оценивается положительно (Маслова, 2001). «Мужской ум» -
сильный, логичный. Слово «мужеумъный» стоит в одном ряду с
терпеливостью, храбростью, непобедимостью. Напротив, женский ум -
нелогичен, слаб. Наделение женщины мужскими чертами возвышает ее, а
мужчину женские черты унижают. Если женщина обладает «мужским сердцем»,
это хорошо, тогда как мужчина с женским сердцем - слабак, трус.
Трусливые воеводы именуются «скопцами с женским сердцем». Короче говоря,
все хорошее в женщине происходит от мужчины, а все плохое в мужчине
происходит от женщины.
Это накладывает отпечаток не только на
мифологию и обыденное, повседневное сознание, но и на науку. Понятие
мужественности (маскулинности) является не только и не столько
описательным (дескриптивным), подразумевая совокупность черт,
предположительно отличающих мужчин от женщин, сколько
предписательно-нормативным, подразумевая систему представлений о том,
каким должен быть «настоящий мужчина». Эти канонические предписания во
многом определяют и наше восприятие фактов: мы воспринимаем то, что
ожидаем увидеть, и группируем явления в соответствии с их культурным
значением.»

И. Кон Мужчина в меняющемся мире

маскулизм, сексизм, антисексизм, феминизм, мышление

Previous post Next post
Up