«Дорогой мальчик». Детский боевик эпохи СССР.

Jun 18, 2020 01:03



У вас было так, что после просмотра какого-то фильма в кинотеатре, хочется идти, бежать на него ещё и ещё раз? У ребят нашего двора, в начале 70-х годов прошлого века, такое случалось довольно часто. Фильмы про индейцев, о которых я уже писал раньше, смотрелись неоднократно. Если было желание весело провести время и посмеяться до коликов в животе - это кино с участием французкой комик-группы «Шарло». Смотрели по три-четыре раза. На большее не хватало. В отличие от фильмов Л. Гайдая, шутки и гэги «Шарло» быстро надоедали. Но когда осенью 1975 года на экраны вышел фильм «Дорогой мальчик», стало сразу понятно, что одним просмотром мы не ограничимся. Так и случилось. Наверно, если бы не школа, то смотрели бы это кино утром, в обед и вечером. Однако в школу нужно было ходить, а вот обратно, из школы домой, дорога обязательно шла через кинотеатр. Как раз в это время был один из сеансов. Почему этот фильм так притягивал нас, мы думаю, до сих пор толком не знаем. Но, тем не менее, ходили в кинотеатр как на работу, по одному сеансу в день точно. Иногда и по два умудрялись. У меня личный рекорд, который я уже точно никогда не побью. Только за неделю, пока фильм «Дорогой мальчик» шел в нашем кинотеатре, я умудрился посмотреть его пятнадцать раз. За неделю!!! Это было какое-то безумие.
Сейчас читаю отзывы и воспоминания теперь уже взрослых, а тогда таких же как и мы юных зрителей, которые пишут, что этот фильм открыл прежде невиданный Запад советским детям 70-х годов, что это была настоящая реклама иной, неизвестной нам жизни, и что все мечтали оказаться в этом сказочном мире.



Не знаю, не знаю. Нам такое в голову не приходило. Наоборот, для нас это была анти реклама. Как же они там живут, если в самолёт подкладывается бомба, если вот так запросто, средь бела дня, можно похитить человека, потребовать за него выкуп? Да, не спорю, фильм яркий, красочный, широкоэкранный. С мерцающими огнями витрин магазинов и баров. Но цепляло явно не это. Мы с интересом наблюдали как два наших сверстника, русский и американец, совершенно случайно встречаются в гостинице, как сейчас помню, «Hotel Olimpia». Как завязывается их дружба. Вооот - ДРУЖБА!!! Фильм именно о дружбе, о дружбе двух казалось бы совершенно разных мальчишек из разных континентов. И даже попав в руки гангстеров, их дружба только крепнет. Они не бросают друг друга в беде, хотя могли бы это сделать. Отличный фильм для мальчишек!
Конечно, сейчас оглядываясь назад, действительно задаёшь себе вопрос - как этот фильм выпустили на экран тогда, в 1974 году?
Он очень необычен для советского кино. Здесь всё тогда было в новинку. Говоря сегодняшним языком этот фильм можно назвать прорывом. Картина сделана в стилистике боевика, музыкального кино, кинокомикса и пародии вместе взятых, в абсолютно новом для советского, и не только, кино "клиповом" стиле. Он не советский и не патриотический, но очень забавный, красочный, светлый. А песни!? Какие замечательные песни, с очень необычными, неожиданными, совсем не детскими текстами Леонида Дербенёва. Мы их знали наизусть. Вот например:
Словно выбитых фар осколки
Мчатся звёзды навстречу мне!
Жизнь это гонки,
Жизнь это гонки -
по вертикальной стене!
Или:  Зачем звёзды горят,
Зачем звёзды горят,
Зачем звёзды горят.
Не ясно.
Достань мне автомат,
Найди мне автомат,
Купи мне автомат.
И баста.
А слова - то у песенки про автомат страшненькие и имеющие к текущей реальности самое непосредственное отношение.
Ну и  вот ещё: Этот мир, старый-престарый,
Сделан так, дружок:
Каждый в нем хочет задаром,
Скушать пирожок.
Каждый день надо, приятель,
Драться за успех,
Никогда в мире не хватит
Пирожков на всех.
И эти «не детские тексты» прекрасный композитор Давид Тухманов положил на свою, совсем «не детскую» музыку. Она была совсем не похожа на музыку, тех наших ВИА, которую мы слушали на пластинках, по радио или телевизору. Практически это был РОК. Этого слова мы ещё не знали, но то, что это было совершенно новое звучание, уже понимали. А исполнял всё это никому тогда не известный ВИА «Водограй».
Сценарий фильма был написан по мотивам одноимённой пьесы С. Михалкова, самим автором в паре с режиссёром А. Стефановичем. Они изменили сюжет пьесы до неузнаваемости. Из образцово-показательной пионерской истории получился экшн, сдобренный комиксами, динамическими рисунками Виталия Пескова.



Думаю, комиксы появились не случайно. В самом начале фильма мы видим как один из главных персонажей, наш  Жора Тимохин, в самолёте листает именно журнал комиксов. И то, что происходит с ним дальше, все приключения, видятся ему именно в виде комикса тех нереальный событий,  в которые попадает он вместе со своим новым американским другом Джорджем. Реальная жизнь в СССР, а запад -  это сплошной комикс.
Режиссёр фильма Александр Стефанович. По сути, это его первый самостоятельный игровой фильм. Дальше у него будет ряд довольно успешных и кассовых картин. Сатирическая комедия, опять же по пьесе С. Михалкова, «Пена» со звёздным актёрским составом, и два музыкальных фильма - «Душа» с Софией Ротару, Михаилом Боярским и группой «Машина времени» в главных ролях и «Начни сначала» с Андреем Макаревичем.
Вообще подбор актёров, наверно, главный «конёк» режиссёра. Вот и в «Дорогом мальчике» собраны довольно известные актёры, на все сто процентов попадающие в типажи которые предложила им драматургия. Даже на роли главных героев, мальчишек, русского Жоры Тимохина и американца Джорджа Роб-Ронсона пригласили уже популярных на тот момент, имеющих за плечами опыт работы в кино Сашу Елистратова и Серёжу Крупеникова.



Александр  Елистратов уже успел сняться в трёх фильмах: «Свистать всех наверх», «Всмотритесь в это лицо» и в заглавной роли «Чиполлино». Роль Серёжи Каховского в многосерийном видео фильме «Мальчик со шпагой» была ещё впереди. Но актёром Александр не стал. В настоящее время проживает в Москве; профессиональный журналист, специалист по Ближнему Востоку. В 2015 году, будучи в Сирии попал под обстрел и был ранен. В 2017 году был награждён медалью «За Отвагу» !!!



Сергей Крупеников, в свою очередь, уже был известен по роли Дениски Кораблёва.  Его хит «Где это видано, где это слыхано» навсегда вошел в историю нашего кино. И его портрет уже дважды украшал обложку популярного в то время журнала «Советский экран». Роль сына американского миллионера так же с блеском была исполнена юным актёром. Затем были сыграны ещё две главные роли в фильмах «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» и «Волшебный голос Джельсомино». И всё. После окончания съемок в последнем фильме Сергей увлекся математикой, поступил в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. После института служил в армии (Кольский полуостров). В 80-х годах, когда пришло время кооперативов, создал свою компанию "Холодильный сервис". Трагически погиб 26 августа 2012 года. Во время вечерней прогулки на велосипеде был сбит неизвестными мотоциклистами.



Из «взрослых» актёров самый известный для нас был Владислав Стржельчик. Мы знали его по таким кино хитам как «Адъютант его превосходительства», «Конец атамана» и конечно же «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» где он прекрасен был в роли Нарышкина. Оттуда его фраза «шеф появиться в последний момент» всё время была у нас на устах.



Красавицу Ирэн Азер мы приметили в фильме Ролана Быкова «Внимание, черепаха!». Но в «Дорогом мальчике» она, в роли похитительницы Жаклин, была просто неотразима. Девушка - да ещё на мотоцикле! Не секрет что в то время каждый мальчишка мечтал о мотоцикле «Ява». И вот в фильме мы видим девушку со светлыми волосами, в коротких шортах, которая мчится по шоссе с радостной для бандитов новостью - «Папаша согласен на выкуп!». Так же невозможно забыть, как маленький Джордж на полном ходу несется на автомобиле, а за ним по берегу моря гонится на байке пособница бандитов Жаклин под мелодию песни «Зачем звезды горят - не ясно»… А мечта её героини о своём ранчо и что бы вокруг мычали коровки и блеяли овечки? Мы это использовали потом в своих индейских играх.
Конечно же, знали Георгия Вицина, который сыграл трусливого и жадного дядю Джорджа по имени Макинтош.



А вот исполнители остальных гангстеров были нам не известны. И Расми Джабраилов в роли Френка, и большой с квадратной челюстью Виктор Гайнов, и только начинающий тогда, молодой Сергей Мигицко в роли Билла.
Для 70-х годов это очень необычный и, безусловно, талантливый фильм, совершенно недооцененный кинокритикой. Уникальную стилистику кино-комикса, открытую Стефановичем, мировой кинематограф смог освоить и поставить на коммерческий поток только спустя несколько десятков лет. И очень жаль, что такой впечатляющий опыт так и не получил продолжения у нас.

приключения, стефанович, сергей крупеников, дорогой мальчик, кино детям, для детей, боевик, киновед, александр елистратов

Previous post
Up