С праздником 23 февраля

Feb 23, 2014 00:07

Этой истории более полувека. Первая ее публикация была устной - неведомый телеграф разнес известие по фашистским лагерям смерти. Замученные, истощенные, на гибель обреченные люди радовались ей, как собственной победе. Это было то, о чем каждый мечтал. Бежали! Да как - на захваченном самолете!


--------------------------------------------------------------------------------

...В Балтийском море есть островок Уездом. На западной его оконечности располагалась секретная база Пенемюнде. Ее называли заповедником Геринга. Тут испытывались новейшие самолеты. Тут находился ракетный центр, возглавляемый Вернером фон Брауном. С десяти стартовых площадок, расположенных вдоль побережья, ночами, оставляя огненные языки, уходили в небо “Фау-2”. Авиационное подразделение, осуществлявшее испытания новейшей техники, возглавлял тридцатитрехлетний ас Карл Хайнц Грауденц. За его плечами было много военных заслуг, отмеченных гитлеровскими наградами. Он летал на “хейнкеле”, имевшем вензель “Г.А.” - “Густав Антон”. База тщательно охранялась истребителями и зенитками ПВО, а также службой СС.
8 февраля 1945 года был обычным днем. Обер-лейтенант Грауденц, наскоро пообедав в столовой, приводил в порядок в своем кабинете полетные документы. Внезапно зазвонил телефон:
- Кто это у тебя взлетел, как ворона? - услышал Грауденц грубоватый голос начальника ПВО.
- У меня никто не взлетал...
- Не взлетал... Я сам видел в бинокль - взлетел кое-как “Густав Антон”.
Обер-лейтенант Грауденц прыгнул в автомобиль и через две минуты был на стоянке своего самолета. Чехлы от моторов и тележка с аккумуляторами - это все, что увидел оцепеневший ас.
- Поднять истребители! Поднять все, что можно! Догнать и сбить!
Через час самолеты вернулись ни с чем...

Война застала лейтенанта Михаила Девятаева под Минском. Уже 23 июня он участвовал в воздушном бою. 24 июня сбил вражеский самолет. А еще через день сам попал под огонь “мессершмитта” и выпрыгнул с парашютом из горящего “ишака” (истребителя И-16). К лету 44-го года Девятаев сбил девять вражеских самолетов. Пять раз сбивали его.
У Михаила были прострелены рука и нога. Лежал в госпитале. Снова вернулся на самолет. Полтора года из-за ранений летал на “кукурузнике”, но потом добился возвращения в истребительный полк. В 1944 году Девятаев был награжден тремя боевыми орденами.
День 13 июля 1944 года стал переломным в его военной судьбе. Накануне наступления под Львовом Девятаев сопровождал бомбардировщики, сделал за день три боевых вылета. Уже на заходе солнца поднялся в четвертый раз навстречу летевшим “юнкерсам”. Он не заметил, как из-за облака вынырнул “мессершмитт”... Машина словно споткнулась. В кабине - дым, перед глазами - языки пламени... Бой шел за линией фронта. Прыгая из самолета, который вот-вот взорвется, Михаил ударился о хвостовой стабилизатор и приземления уже не помнил. Очнулся в землянке среди летчиков. Но речь - чужая... Это был плен.

Сначала с ним обошлись почти по-джентльменски - перевязали рану, покормили, не тронули ордена. Но оказалось, это было лишь психологической подготовкой к тому, чтобы склонить к измене. Когда Девятаев с возмущением и со свойственной ему прямотой сказал: “Среди летчиков предателей не найдете”, отношение изменилось. Стучали кулаком по столу, топали ногами, подносили к лицу пистолет. Требовали не так уж много: номер части, расположение, имена командиров... Ничего не сказал!
В прифронтовом лагере военнопленных Девятаев встретил таких же, как сам. Все в плену оказались после вынужденных посадок и прыжков из подбитых машин. Были раненые, с обожженными лицами и руками, в обгоревшей одежде. Но это были люди, уже видавшие Сталинград, Курскую дугу, освобождавшие Киев, это были летчики, знавшие вкус победы, вгонявшие в землю немецких асов. Сломить их было нельзя.
Их держали отдельно от остальных пленных. И на запад повезли не в поезде, а в транспортных самолетах.
Начался для летчиков плен. Их поместили в отдельный барак. Бежать! Бежать во что бы то ни стало... Решили делать подкоп. Рыли ложками, мисками. Землю выносили и ровным слоем рассыпали под полом барака. Работали ночью, наблюдая в щелку за часовым. Чтобы землей не запачкать одежду и не выдать себя, в нору лазали нагишом. Сил хватало на пять-шесть минут.
Подкоп достигал уже линии ограждения, когда охране кто-то донес о близком побеге. Их избивали железными прутьями, истязали в карцере жаждой и жаром железной печки... Неизбежный расстрел казался желанным. Но агонию трех уже еле державшихся узников изуверски решили продлить. Сковав их цепью, отправили в Заксенхаузен, в самый страшный из лагерей.
В бараке санобработки парикмахер тихо спросил Девятаева:
- За что попал?
- Подкоп.
- Это расстрел...
За минуту до этого разговора тут, в санитарном бараке, у всех на глазах охранник лопатой убил человека за то, что тот осмелился закурить. Труп лежал у стены. Старик-парикмахер, такой же узник, как и Девятаев, вдруг сказал:
- Бирку уже получил? Давай! Давай скорее!..
Оглянувшись, старик нагнулся к убитому и тут же сунул в руку Михаилу новую бирку с номером 104533.
- Запомни, теперь ты другой человек. Фамилия - на бумажке.
Так летчик Михаил Девятаев стал Григорием Степановичем Никитенко - учителем из Дарницы.
В бараке девятьсот человек - нары в три этажа. Каждый из узников в полной власти капо, эсэсовцев, коменданта. Могут избить, изувечить, убить... 200 граммов хлеба, кружка баланды и три картофелины - вся еда на день... Работа - изнурительно тяжкая или одуряюще бессмысленная...
К концу 44-го года фашисты стали испытывать острую нужду в рабочей силе. Узников Заксенхаузена осмотрели врачи и, как видно, нашли, что часть до предела истощенных людей пригодна к работе в каких-то иных местах.
15 ноября полтысячи пленных загнали в вагоны. Везли куда-то три дня. Когда вагоны открыли, более половины людей были мертвыми.
“Учитель Никитенко Григорий” оказался среди тех, кого построили перед комендантом лагеря. Тот сказал:
- О побеге не помышляйте. Отсюда никто не убегал и не убежит.

Узники сразу поняли, что находятся близко от моря - летали чайки, сырой ветер пронизывал до костей. Было ясно: лагерь находился около важной военной базы. Вечерами в небо с ревом улетали ракеты, оставляя полосы света. Где-то вблизи располагался аэродром.
Три с половиной тысячи пленных каждое утро на плацу, ежась от ветра, получали наряд на работу. Особенно невезучей считалась аэродромная команда. Работа на летном поле самая тяжкая: засыпать воронки, носить замес из цемента. Но именно в эту команду стремился все время попасть “учитель из Дарницы”. Рев самолетов, их вид, близость с громадной силой всколыхнули в нем мысль о побеге.
Девятаев решил довериться четверым: Владимиру Соколову, Ивану Кривоногову, Михаилу Лупову и Федору Фатых. Он так горячо и убежденно говорил о побеге, что они поверили - смогут.
Работая на аэродроме, теперь примечали все подробности его жизни: когда команды уходят обедать, какая машина стоит удобней для захвата. Остановили внимание на двухмоторном “Хейнкеле - 111”. Он чаще других летал, его сразу после посадки готовили к новому вылету.
Во время аэродромных работ команду сопровождали охранники (вахтманы). Один был зверем, другой - старичок, побывавший в русском плену еще в Первую мировую войну, - знал русский язык и относился к пленным с явным сочувствием. В его дежурство “учитель из Дарницы” не упускал случая заглянуть на самолетную свалку и там впивался глазами в приборные доски “Хейнкеля - 111”. Экипаж тяжелого двухмоторного бомбардировщика, с которым до этого Михаил Девятаев встречался лишь в воздухе, состоял из шести человек. Беглецам предстояло поднять его силами одного изможденного узника.
Случай помог проследить операцию запуска двигателя. Однажды узники расчищали снег у капонира, где стоял “хейнкель”. С вала Девятаев видел в кабине пилота. И тот заметил любопытство пленника. С усмешкою на лице - смотри, мол, русский зевака, как легко настоящие асы справляются с этой машиной, - пилот демонстративно стал показывать запуск. Подвезли, подключили тележку с аккумуляторами. Пилот показал палец и опустил его прямо перед собой. Потом он специально поднял ногу на уровень плеч и опустил - заработал один мотор, следом - второй. Пилот в кабине захохотал. Девятаев тоже еле сдерживал ликование - все фазы запуска “хейнкеля” были ясны.
Заговорщики стали теперь обсуждать детальный план захвата машины. Заучено было: кто ликвидирует вахтмана, кто расчехляет моторы, кто снимает струбцинки с закрылков... Теперь без ошибки надо было выбрать день побега. Он должен быть облачным, чтобы сразу скрыться от истребителей. Небезразлично, кто будет охранником. Эсэсовца план предусматривал ликвидировать, старика-вахтмана - связать.
День 8 февраля 1945 года начался на острове как обычно. Построение, отбор команд... Задача Соколова, возглавлявшего аэродромную команду: сделать так, чтобы в группу попало сегодня не более десяти человек, чтобы все были советские и обязательно посвященные в планы побега. Все удалось.
Засыпали воронки от бомб. Работу повели так, чтобы к полудню оказаться у нужного капонира. В 12.00 техники от самолетов потянулись в столовую. Вот уже горит костер в капонире, и рыжий вахтман, поставив винтовку между колен, греет над огнем руки. Удар железякой сзади - и вахтман валится прямо в костер. Девятаев посмотрел на узников. Только четверо из них знают, в чем дело. У шести остальных на лицах неописуемый ужас: убийство вахтмана - это виселица. В двух словах объяснил им, в чем дело.
С этой минуты пути к прежнему у десяти пленников уже не было - гибель или свобода. Стрелки на часах, взятых у вахтмана, показывали 12 часов 15 минут. Действовать! Дорога каждая секунда.
Самый высокий Петр Кутергин надевает шинель охранника, шапочку с козырьком. С винтовкой он поведет пленных в направлении самолета. Девятаев и Соколов были уже у “хейнкеля”. У хвостовой двери заранее припасенным стержнем пробили дыру, изнутри открыли запор.
Внутренность “хейнкеля” Михаилу, привыкшему к тесной кабине истребителя, показалась ангаром. Сделав ребятам знак “В самолет!”, он спешно забрался в кресло пилота. Соколов и Кривоногов расчехляют моторы, снимают с закрылков струбцинки... Ключ зажигания на месте. Теперь скорее тележку с аккумуляторами. Подключается кабель. Стрелки сразу качнулись. Поворот ключа, движение ноги - и один мотор оживает. Еще минута - закрутились винты другого мотора. Прибавляется газ. Оба мотора ревут. С боковой стоянки “хейнкель” рулит на взлетную полосу. Никакой заметной тревоги на летном поле не видно - все привыкли: “Густав Антон” летает много и часто. Пожалуй, только дежурный с флажками на старте в некотором замешательстве - о взлете ему не сообщали.
Точка старта. Газ... Самолет понесся по наклонной линии к морю. Полный газ... Должен быть взлет, но “хейнкель” почему-то бежит, не взлетая, хвост от бетона не отрывается... В последний момент, почти у моря, Девятаев резко тормозит и делает разворот.
Оживает аэродром - все, кто был на поле, бегут к самолету. Выскакивают из столовой летчики и механики. Девятаев дает газ, разметает всех, кто приблизился к полосе. Разворот у линии старта. И снова газ... В воспаленном мозгу искрой вспыхнуло слово “триммер”. Триммер - подвижная с ладонь шириною плоскость на рулях высоты. Наверное, летчик оставил ее в положении “посадка”. Но как в три-четыре секунды найти механизм управления триммером? Изо всех сил Девятаев жмет от себя ручку - оторвать хвост от земли. Кричит что есть силы ребятам: “Помогайте!” Втроем наваливаются на рычаг, и “хейнкель” почти у самой воды отрывается от бетона!!!
Управление триммером отыскали, когда самолет, нырнув в облака, стал набирать высоту. И сразу машина стала послушной и легкой. На часах 12 часов 36 минут - все уместилось в 21 минуту.
Летели на север над морем, понимали: над сушей будут перехвачены истребителями. Потом - на юго-восток. Высота около двух тысяч метров. От холода и громадного пережитого возбуждения у пилота и его пассажиров в полосатой одежде зуб на зуб не попадал. Когда показалась земля, беглецы поняли: скоро увидят линию фронта - внизу вереницей тянулись бесконечные обозы, колонны машин и танков. И вот показались дымы, вспышки разрывов... Опять колонны людей и машин. Но теперь при виде летящего “хейнкеля” люди с дороги бегут и падают. “Наши!” Эту радость остудил плотный зенитный огонь. Два снаряда настигли “хейнкель”, задымился правый мотор. Девятаев резко бросил самолет в боковое скольжение, дым исчез. Но надо садиться, садиться немедленно. Внизу раскисшая, в пятнах снега земля: дорога, опушка леса, и за ней - ровное поле...
Артиллеристы 61-й армии с дороги, ведущей к линии фронта, видели, как на поле, подломив колеса, юзом сел “хейнкель”. Опушкой, опасаясь стрельбы, солдаты бросились к самолету.
А в “хейнкеле” не вполне уверены были, что среди своих. Первое, что предприняли беглецы, - попытались скрыться в лесу. Захватив винтовку убитого вахтмана и пулемет с “хейнкеля”, они пробежали сотню шагов по полю, но повернули назад - сил не было. Приготовив оружие, решили выждать в самолете, что будет дальше.
На обороте полетной карты Девятаев написал, кто они, откуда бежали, где до войны жили. Перечислил фамилии: Михаил Девятаев, Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Владимир Немченко, Федор Адамов, Иван Олейник, Михаил Емец, Петр Кутергин, Николай Урбанович, Дмитрий Сердюков.
- Фрицы! Хенде хох! Сдавайтесь, иначе пальнем из пушки! - послышались крики с опушки леса.
Для сидевших в самолете это были очень дорогие слова.
- Мы не фрицы! Мы свои, братцы! Из плена! Свои!
Люди, подбежавшие к самолету, были ошеломлены. Десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя только: “Братцы, братцы...”
В расположение артиллерийского дивизиона их понесли на руках, как детей, - каждый весил менее сорока килограммов.
Было это 8 февраля 1945 года. За свой подвиг летчик Михаил Петрович Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Василий ПЕСКОВ
Фото из архива автора

журнал подразделений специального назначения

История, Восхищенное, Война

Previous post Next post
Up