Следы на песке. Сахара. Алжир.( Часть 4.)

Nov 01, 2010 17:55

Шоссе, как стрела, делит пустынную местность на 2 части. С интересом пытаемся разглядеть хоть что-нибудь, но ничего вокруг не видно. Пылевая завеса. Водитель включает музыку, и сразу становиться веселее. Музыка приятная, полностью соответствующая этой местности.
Через час съезжаем с шоссе и едем в сторону, без дорог, без разметок, без ограничений.
Вот оно! Пьянящее чувство свободы. Куда хочешь, туда и кати. Подминая колесами редкий кустарник, мы берем направление на юг.

Но как- то быстро, еще не успев далеко отъехать, останавливаемся на ланч. Мы еще не голодны, мы слабо протестуем. Но введя свои правила, туареги их никогда не нарушали. И главное правило поездки - переждать самую жару в укромных местах, там, где есть тень. Отдых и сон в обед- это у них так же свято, как сиеста в Испании или Латинской Америке. Турист может делать все, что хочет, хоть на голове стоять на самом солнцепеке, туарег же, должен как следует отдохнуть, выбрав самое прохладное место. А перед отдыхом, и это так же свято и нерушимо, туарег должен выпить чая.

Подъехали к невысоким скальным образованиям, которые в этих местах имеют естественные ниши.
Абдалла и Тиджани сразу завалились под скалу. Остальные стали разгружать первую машину, доставая из нее коврики, матрасики, посуду.
Атануф, взяв свой старый, облезлый коврик, бесцельно ходил среди скал, туда-сюда. Наконец, выбрав место силы, и расстелив шкуру ,он приступил к самому главному священному действию - приготовлению туарегского чая.


Туарегский чай.

Чай по-туарегски - это действие.
Это не просто заварил чай и пьешь, это особый ритуал. С неторопливыми движениями, пересыпанием, переливанием, наблюдением, выжиданием. Я сажусь рядом с Атануфом и почти час наблюдаю….
Для начала надо разжечь костер и вскипятить 1-2 литра воды. Веточки для костра Атануф собирает долго, не торопясь, вдумчиво бродя среди скал. Черной ладошкой, аккуратно, он расчищает место под костер, в виде круга, с невысокими краями. Веточки, палочки, щепочки, все складывается туда и поджигается. Дров мало, но вот как туареги умудрялись вскипятить 2 литра воды, еще и по несколько раз, для меня до сих пор загадка.
Атануф достает свою котомку - там у него пачка чая, набор для приготовления чая, деревянная шкатулка, где хранятся маленькие, стеклянные стаканчики, сверточки с разными травами и много, много сахара. Набор для приготовления чая включает в себя несколько разнокалиберных металлических чайничков и одну большую кружку.
В самый большой чайничек Атануф засыпает почти наполовину заварки. Прищуривается..., думает.... Бросает еще щепотку. Заливает кипятком, и разворошив огонь, ставит на угли.
Первая заварка - самая крепкая. И для туарегов - самая вкусная. Потому и снимать с углей чайничек Атануф не торопится - пусть настоится как следует. Другими словами, он просто кипятит чифирь. Не долго так, минут 20-30 )))))).
Мелкими порциями пробует готовность. Нет…. чай еще не так хорош. Надо его поварить слегка…
Атануф сгребает угли ближе к чайнику, и кипящая вода булькает через носик.
После того, как чай полностью настоялся, вернее, сварился дочерна, Атануф наливает небольшую порцию в металлическую кружку, куда до этого положил 1-2 стопки сахара. Вот здесь и начинается главный фокус- переливание чая из одной кружки в другую, до полного растворения сахара. Расстояние между кружками составляет до 30-40 см, и льющаяся струя похожа на густой сироп.
Из одной кружки в другую……затем обратно, и опять по кругу….
Сахар растворяется, жидкость насыщается кислородом, образуя густую пену. Атануф раскладывает пену по маленьким стопочкам, доливает сверху темной, пахучей жидкостью и протягивает мне:
-шай, туарег шай.
Беру стопку и делаю маленький глоток.
Крепкий и сладкий чай.
Непривычно. Такого много не выпьешь.
Раздав первую порцию, Атануф приступает к приготовлению следующей, постоянно досыпая заварки и доливая кипятка. В ход идут уже чайнички поменьше. Неторопливо, вдумчиво, он переливает заварку, взбивая густую пену.
-шай, туарег шай, - Атануф протягивает стопочки моим попутчикам.
Подходит Салям и объясняет, что это *туарег водка*, и лично они, туареги, такой *шай* очень любят)))))
Салям работал с русскими строителями, и что такое водка, знает не по наслышке ))))) Поэтому я верю ему сразу, почти как Станиславский) И это не удивительно - после такого чифиря бодрость на весь день обеспечена.-Атануф!
-а-а-а-а!
-будем фотографироваться?
-будем-будем, - радостно кивает Атануф и сразу же закрывает лицо. Настоящему туарегу не положено быть с открытым лицом.
Вот что про туарегов написано в Википендии:
**** Туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Поэтому многие туареги светлокожие, в отличие от окружающих их народов в Мали и в Нигере. По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение ……Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Не они, а мужчины закрывают лицо чадрой.****.
Поэтому, и хорошая фотография не может быть сделана, пока туарег не размотается и не замотается, покрасивши, вновь, в свой платок.
Приосанившись, Атануф гордо садится у скалы:
-а!
-красавец!



Перекусив овощами и напившись сладкого чая, мы решаем еще раз обсудить наш маршрут. Здесь, и в дальнейшем, обсуждение было очень интересным. Потому как, говорили на 5 языках - русском, английском, французском, арабском и туарегском. А для тех, кто не знает эти языки, есть еще немецкий и испанский ))))).
Почти все члены нашей дружной компании говорят по-английски, Инесс знает французский ( она живет в Швейцарии), кто-то из прошлых поездок привез немного арабского……
Все происходило так:
Сначала мы говорили по-русски, потом Кирилл или Аня переводили на английский Саляму, тот, в меру услышанного переводил по-арабски Тиджани, и затем все обсуждалось туарегами между собой, на туарегском. Если что-то недопонимали, к переводу подключалась Инесс, которая не знает русский, зато говорит по-французски.
Слова катаются туда - сюда, уже и первоначальный смысл забыт.
Длинно построенные фразы в конечном итоге утрясаются в несколько слов.
-Тиджани, скажи, мы поедем в Тадрарт через Каньон Ин Джарен?
-нет, Абдалла считает, что надо заехать с юга, а выехать через север, через каньон.
-а мы увидим каменную свинью? Хрю-хрю такое….
-Мы вообще туда едем? Куда хотели?
Куда мы хотели мы и сами не знаем. Информации по этому региону очень немного, а длинные и запутанные арабские названия дюн, песков и камней нам ничего не говорят.
Тиджани терпеливо достает свой фотоаппарат и пытается найти там каменную свинью, которую я непременно хотела увидеть.
-эта?
-похожа,…..что-то мелковато, больно….
-а вот древние рисунки….их там очень много.
-это все Тадрарт?
-Тадрарт, Тадрарт.
В результате долгих переговоров, ланч растянулся еще больше, и у нас образовался тот маршрут, что я указала выше. Изначально, мы были уверены, что въезд в район Тадрарта проходит только через каньон Ин Джарен.
Но Абдалла взят не просто так, он знает здесь все камни и все пески, где можно проехать.
-все! ела-ела! -командует Абдалла.
-а! знаю! это типа - поехали)))))
-ну, так, поехали!!!!
Едем. Долго.
Все больше и больше встречаются невысокие, разрушенные временем и ветром горы, образующие причудливые фигуры на каменистом плато. Арки, столбы, гроты. Мы останавливаемся у некоторых, и Абдалла показывает нам древние рисунки.
-а сколько им лет? Салям! Спроси Тиджани, сколько лет этой росписи……
Тиджани жмет плечами и спрашивает у Абдаллы. Абдалла никогда этим вопросом не интересовался и отмахивается.
-древние…..древнее меня…..)))))



У следующей арки я опять кричу Атануфу:
-Атануф! Будем фотографироваться?
-будем, будем!- радостно кивает Атануф и картинно замирает у скалы. Мое внимание ему явно по душе.



Появляются пески. Их еще не много. И они слегка присыпают камни. Я все жду того чуда, которое однажды увидела в Сосуфлее. Но здесь все по-другому. А та местность, в которой мы останавливаемся на ночлег, вообще больше похожа на Штат Юта, в США. С одной лишь разницей - здесь вообще никого нет. Тихо. Необычно пустынно. Шелест ветра по песку…..
Песок….
Он девственно чист. Никаких следов. Никаких признаков жизни.
Небольшие волны определяют направление ветра. Я беру фотоаппарат и долго брожу, с удовольствием оставляя свои следы.
На ночевку укладываемся кто как - некоторые в палатках, а некоторые просто на матраце, под звездами.


сахара, Африка, Алжир, путешествие

Previous post Next post
Up