Сегодня как никогда самая благоприятная почва для описания впечатлений о новом спектакле театра Гешер "Мученик", что прошел буквально пару дней назад. Рано утром мой собственный ребенок, путем слез, интриг, уговоров и самого грустного взгляда на свете, буквально вынудила меня развернуться на полпути в школу, сломать собственные принципы и оставить её дома до выяснения причин столь истеричного поведения. Так что, все те у кого есть дети, имеют в этой постановке шкурный интерес.
Итак, современный немецкий драматург Мариус фон Майенбург написал пьесу о, на первый взгляд, самом обыкновенном подростке Беньямине, выращенном матерью-одиночкой, которая еще и выпивает. Казалось бы, завязка вполне себе в духе времени и мало ли таких семей вокруг! Но Бени отличается от остальных детей. К нему в руки попадает Библия и в этот самый момент, коктейль из лояльности, демократичности и вседозволенности вспыхивает ярким пламенем, норовя испепелить всё и всех вокруг.
Даниэль Демидов, которого я видела на сцене впервые, покорил своей легкостью, естественностью и тотальным погружением в образ Беньямина. Он крайне достоверно сумел показать и передать всю ту гамму чувств, что захлестывает подростка, и даже в некоторой степени оправдывает его дикое поведение. Беньямин - запутавшийся бунтарь, страдающий от отсутствия твердой родительской руки и попустительства со стороны преподавателей в школе. Он возомнил себя наместником Б-га, единственно правильно понимающим Святое Писание. Мать, в исполнении Светланы Демидовой, работает в поте лица, лишь бы прокормить семью, а справиться с сыном, который на две головы выше неё, уже не может. В какой-то момент она говорит:"Лучше бы это были наркотики!" - подразумевая, что тогда бы это объяснило столь вызывающие и чудовищные поступки Бени.
Парень начинает перечить учителям, хамить матери, плевать он хотел на наставления и увещевания местного падре (Исраэль Демидов), а своих друзей и вовсе презирает, считая оплотом греха, что в принципе, недалеко от правды.
Единственным человеком, понимающим и принимающим его, оказывается изгой, калека, у которого одна нога короче другой и за это он постоянно получает от одноклассников. Еще один настоящий талант - Хилель Капон, которого мы знаем по блестящей и крайне трудной роли в спектакле "Господин Вертиго", на ура справился с перевоплощением в аутсайдера, тайно влюбленного в Беньямина. Но всё тайное когда-то становится явным и после внезапного поцелуя, даже он попадает в немилость, потому что, как мы знаем, гомосексуализм у Б-га не в почете, а значит и Бени он противен.
Желание подростка творить чудеса в ту самую секунду, как он о них прочитал, исправлять и карать людей, наказывать за все пороки, доводит его до исступления. Учительница биологии (Нета Шпигельман) абсолютно уверена в том, что сможет переубедить и победить строптивого ученика с помощью его же оружия. Она начинает денно и нощно изучать Библию, пока наконец её возлюбленный - учитель физкультуры (Юваль Янай) не собирает сумку и не бросает на прощание, мол, я вернусь, когда ты снова станешь атеисткой, ну а проблемный Беньямин просто называет её еврейкой и открыто смеется в лицо, задумывая очередную жестокость.
Режиссер Лена Крейндлина решила не адаптировать историю под израильскую действительность и мне кажется, что это очень верный ход. Мы наблюдаем за какой-то другой реальностью, при этом понимая, что в принципе проблемы у всех одни и те же, и лицо избалованных современных детей одинаково страшно и в Германии, и в России, и в Израиле.
Очень живая и динамичная постановка с блестящей сценографией от Михаила Краменко держит в напряжении от начала и до конца. Вода школьного бассейна, огонь ярости в глазах главного героя и медные бока мотоцикла учительницы биологии, всё сливается в едином ярком, громком и сильном действе, под аккомпанемент отличной музыкальной подборки.
Для меня кроме всех вопросов воспитания, которые поднимаются в этом спектакле, прозвучал ещё один, как правильно познакомить ребенка с религией, даже нет, с верой, чтобы она служила ему опорой, а не разъедала изнутри. Как привить адекватную терпимость и сочувствие, как научить не судить других людей и не пытаться их переделать под себя, внушая ошибочные постулаты. Как не вырастить такого Беньямина...
Постановка с моралью от обратного. Зацепила и заставляет снова и снова возвращаться к тому, что рамки - это не самое плохое в нашей жизни и что пряник вкусен лишь рядом с кнутом. И да, повсеместный пофигизм, зовущийся уважением личности, ничем не лучше тотальной диктатуры. Будем искать баланс вместе?
Ближайший спектакль "Мученик" пройдет во вторник 19/04/2016.