Что мы знаем о доброте? Какой он - добрый человек? Наверняка, хорошо выглядит, правильно воспитан и вполне себе благополучно живет. Ведь за доброту нужно награждать, не так ли? Может быть у него чудесная семья, желанная работа и любимый лабрадор. Иначе, если бы у него все было плохо, смог ли бы он остаться добрым? Скорее всего нет. Озлобленность и неустроенность не способствуют наличию светлой души. Ну, это с моей прагматичной точки зрения и если бы все думали также, то не появилась бы эта разрушающая все привычные стигмы и стереотипы пьеса.
В 1941 году немецкий писатель Бертольт Брехт закончил «Доброго человека из Сезуана». Этому предшествовало почти одиннадцать лет трудов, сомнений и споров с самим собой. Посвятив это произведение жене, Брехт надеялся, что ей же и отдадут главную роль, но… Как очень часто бывает в творческом мире, шедевр начинают ценить как минимум спустя несколько лет, а как максимум - после смерти автора.
Пьеса была принята не очень радушно и мало кто согласился ее поставить. Однако, через какое-то время, именно с нее началась история легендарной «Таганки» под руководством Юрия Любимова.
О чем же это произведение, не оставившее равнодушным, и главного режиссера театра «Гешер» Евгения Арье?
Боги, спустившиеся на землю, безуспешно ищут доброго человека. Как и в любой легенде, чтобы не все было так просто, они перевоплотились в обычных бродяг. По иронии судьбы, все благополучные жители провинции Сычуань (Сезуан) не горят желанием дать ночлег группе плохо пахнущих и еще хуже выглядящих людей. Единственной неравнодушной оказалась… проститутка Шен Те. В благодарность, боги награждают ее некоторой суммой денег, чтобы ей было легче сохранить свою доброту и, довольные находкой, исчезают. Но как гласит народная мудрость: лучше дать в руки удочку и научить с ней обращаться, чем подарить уже готовый улов, хотя, богам этот закон неведом.
В роли водоноса Вана, который помогает старцам найти приют - невероятно талантливый и харизматичный Алон Фридман, а трогательная и эмоциональная Нета Шпигельман - та самая добрая проститутка Шен Те.
Сидеть в зале во время прогона еще не родившегося спектакля - это как наблюдать за первым дождем или снегопадом или даже грозой из теплого и уютного местечка. Это невероятно красиво, завораживающе и по-человечески волшебно. Энергетику, исходящую со сцены, можно буквально пощупать. Вокруг каждую секунду что-то происходит, меняется, принимает окончательную форму и заставляет положить камеру на колени и просто окунуться туда, где капает, кружит или даже сверкает.
Первое, что бросается в глаза - это колоссальная работа постановочной группы. Я не особый фанат театрального шоу, которое отвлекает от сюжета и "сглаживает" игровые недочеты, но когда свет, звук, костюмы и декорации "живут" в одной тональности, это делает спектакль абсолютно завершенным.
Так как я девочка, а дело происходит в китайской провинции, вопрос костюмов стал одним из самых первых. С ним я и подошла к Стефании Граурогкайте. Те, кто смотрел "Диббук" уже знакомы с ее грандиозной работой в рамках театра "Гешер", а кроме этого, на ее счету множество блестящих проектов как в Петербурге, так и за пределами России. Художник по костюмам - это же так интересно! Стефания рассказала, что как и пьеса Брехта, этот спектакль не ограничен временной эпохой. Одежда выбиралась и утверждалась совместно с режиссером, исключительно с целью подчеркнуть национальные особенности Китая и ярче выразить персонажи.
Помимо внешней эстетики есть еще и музыка... Хвалить пока не вышедший спектакль нельзя, ведь до последней минуты идет работа, правка реплик и сценографии, но то, что я услышала было на очень высоком уровне. К постановке "Доброго человека из Сезуана" подошли крайне необычно, ну, смотрите сами: во-первых, нас ждет живой оркестр, под управлением неутомимого Ави Беньямина, музыка которого задает тон, ритм и абсолютно верное настроение, она как самая вкусная приправа к действу.
А во-вторых, и тут я уже начинаю нетерпеливо ерзать на месте, в ожидании полной версии спектакля - это человек-оркестр Игорь Мамонов. Более двадцати разных "инструментов", включая резиновые сапоги, тазик, ложки, гаечный ключ девять на двенадцать и настоящий гонг, в его руках оживают и окрашивают любую сцену, превращая ее в жизнь. Трижды я хваталась за свой телефон, не понимая, почему он так громко вибрирует, но нет, это был тоже Игорь. Так что почти все звуки, которые сопровождают постановку - его рук, ног и голоса дело.
Без сомнения, что описание музыки в этом спектакле не может быть без рассказа о...(ну ладно, раскрою маленькую часть истории) возлюбленном нашей Шен Те - летчике Янг Суне. Этого запойного горе-пилота невероятно реалистично играет Йехезкель Лазаров, который совсем недавно дебютировал как режиссер с нашумевшей "Дорогой в небытие". И вот если бы мне кто-то сказал, что он умеет так петь, я бы конечно поверила, но не сразу. Абсолютно органично, свободно, с хрипотцой и китайским акцентом он заведет зал с пол-оборота.
Кстати, Йехезкель - дипломированный хореограф, поэтому все танцевальные и не только движения - тоже его работа.
Помимо общей дозы обожаемой мной театральной магии, я еще выучила новое слово - зонг. Собственно Брехт ввел его в свой "эпический театр", чтобы снижать пафос диалогов и градус страстей. У Евгения Арье "зонги-девушки" выглядят так и на все сто процентов справляются с поставленной задачей, их джазово-роковый ритм не может оставить равнодушным. Несколько раз ловила себя на мысли, что хочу аплодировать, что для репетиции крайне странно.
Мои четыре часа в царстве слова и лицедейства закончились небольшим перерывом для актеров и пятиминуткой режиссерских наставлений.
А это Йони Лукас, ответственный за сценическую речь и акценты всех народов, потому что, представьте, русскоязычные актеры (и не только) с соответствующим акцентом (а куда от него денешься) должны изменить его на японский, задача крайне трудная, но возможная и в этом я убедилась.
В общем, второго ноября нас ждет что-то очень интересное, необычное и крайне масштабное с точки зрения режиссерских находок и эмоциональной подачи. А до этого времени, каждый может спросить себя: как давно я был с кем-то добр? И тут важен честный ответ. Так ли правильны наши представления о "нормальных" людях, способных помочь, подсказать и просто поддержать? Важно ли то, как человек выглядит, и главное, а судьи кто?
Ну, а боги, боги они как и любой homo sapiens, когда находят что-то ценное, первое время очень радуются, ну а потом, наигравшись, не хотят тратить силы, чтобы это удержать и улетают на облаке прочь.
И кстати, главная интрига осталась пока за занавесом. Надеюсь, мы ее сполна ощутим на премьере, кажется, билеты еще есть :)