Публикации в ELLE и в журнале POINTER

Apr 19, 2013 21:26

Оригинал взят у lovigin в Публикации в ELLE и в журнале POINTER





Журнал ELLE опубликовал истории людей, занимающихся путешествиями в не самые традиционные и не самые туристические места. Я конечно же рассказывал об Индии.

Также на днях в сети "Буквоед" появится новый номер журнала POINTER, где на трех разворотах приведено мое интервью. Не скажу, что самая удачная верстка в плане дизайна, поэтому приведу весь текст ниже.









"C 2005 года, когда в пространстве Живого журнала появилась костарика (так и пишется со строчной буквы, хоть и целая страна), в ней поселились 900 с небольшим записей. Каждый пост в блоге Петра Ловыгина - фотографа и художника, человека мира и писателя слов, идей и образов - делает окружающий мир, планету, на которой мы все живём, более прозрачной и понятной. Хотя на самом деле, наоборот - даже привычные места нашей родной географии, стоит на них посмотреть Ловыгину, как уже жирафы вольготно ходят вокруг белокаменного православного храма, а желание «падать в любовь» приобретает вполне реальные и угрожающие жизни перспективы сверзиться откуда-нибудь, так что только ботинки или белое платье от человека остаются.
Об образе мышления и взгляде на мир Петра Ловыгина хорошо когда-то сказал Евгений Гришковец: «А на фотографиях все хорошо. Там много надежды». Вряд ли Евгений говорил именно о Петре, но мысль хорошая. Правильная.
Ведь так и есть. Пока у Петра Ловыгина во время его путешествий по миру имеется при себе фотоаппарат, планета не перестанет быть большим «белым пятном». Мексика, Ямайка, Индия, Европа - 41 страна изъезжена и отснята. И репортажи о поездках, которые больше похожи одновременно на страшные и волшебные сказки, будут появляться до тех пор, пока есть soul у придуманной Петром костарики.
Помимо картинок с сопроводительными текстами, которые можно увидеть в ЖЖ (http://lovigin.livejournal.com/) и на сайте (http://petrlovigin.com/) фотографа, Ловыгин успел издать две книги. Ну как книги - там текста не так много, но вдосталь сюрреализма и реальности, которую могут увидеть только единицы из миллионов.
Costarica-soul была дневником путешественника, «Бабье лето» с обложкой цвета глубочайшей небесной лазури - взгляд на Индию изнутри. И взгляд фотохудожника находит очень много общего с российской глубинкой. У нас и индусов очень много общего, хоть верим мы в разные высшие сущности. Но в смысле нашего существования в этом мире мирно уживается высокое и низкое, прекрасное и ужасное. К нам не подъедешь на хромой кобыле, потому что наш внутренний мир нередко является загадкой для нас самих. И только настоящим художникам дано видеть нас в мировых масштабах. Пётр Ловыгин видит и населяет костарику новыми героями и постоянно расширяет территорию. Пусть сам об этом расскажет.

Costarica, besame mucho

В ЖЖ я появился в конце 2005-го. И с тех пор верен традициям, которые сохраняются в моём блоге с самого начала. Название я не менял, дизайн блога тоже, за сенсациями не гоняюсь, не пытаюсь как-то выделиться, но меня читает огромное количество народа. Конечно, я рассчитывал на большее, но и так тоже хорошо. Зато знаю, что всё правильно сделал.
Начиналось всё как эксперимент с изрядной долей шутки. Мне сказали: сейчас мы заведём такую крутую штуку - ЖЖ. И тот, кто это сказал, оказался прав: блог стал моим хобби. Я всегда говорю, что ухаживаю за своим блогом, как за женщиной. Его ведение заодно развило во мне множество талантов - я научился слагать любопытные тексты, монтировать видео, набил руку в дизайне, обрёл чувство аудитории…
Вот так и появилась моя вымышленная страна костарика с её героями - Волком-изумрудное сердце, Одномубогу, БГ, Такеши Китано, Саи Баба... Я, как Родари, как Носов с Незнайкой, как Грин, создал свою параллельную вселенную. В ней мои герои живут, с ними приключаются разные истории, они встречают новых героев. Я наполняю мой мир местами, которые дороги для меня - есенинское Константиново, Покров-на-Нерли, Суздаль, Стамбул, Индия.
Правда, в последнее время костарика живёт больше сама по себе, пока я всецело поглощён своими путешествиями и описанием их. Но костариканское направление я просто так не оставлю - это единственный вариант для меня остаться в истории искусства. Путешественников пруд пруди, но в сочетании с фотохудожником - такое пока ещё редкость.
Кстати, так появилась книга «Бабье лето» о моих странствиях по Индии. 5 месяцев по этой сумасшедшей стране на 128 страницах в картинках и историях. И, конечно, много параллелей с русской культурой - например, все мужчины Северной Индии одеваются так, словно они только что посмотрели «Джентльменов удачи».
Да что рассказывать - это надо видеть. Я же хочу поблагодарить издательство Treemedia, которое взялось за издание моей книги о путешествии по Индии. Каждый раз, когда я перелистываю её, я понимаю, что ... блин, какая крутая вещица получилась!

Мы не могли просто так отпустить Петра, хоть он и рвался уехать в Мьянму. Поэтому пришлось ему ответить ещё и на несколько вопросов. Иначе как бы мы узнали о том, как выбирать свой путь в жизни и как развивать в себе таланты?!

- Как архитектор по образованию стал фотографом? Что повлияло на жизненный выбор?

- Фотография - это не окончательный жизненный выбор, она ещё, я уверен, успеет изжить себя во мне. И когда это случится, я найду что-то другое для себя. Точно так же случилось с архитектурой, которой я в своё время предпочёл фотографию. Такое в жизни случается сплошь и рядом. Это как если бы ты жил с одной женщиной и вдруг полюбил другую.
Безусловно, фотография даёт мне большую творческую свободу по сравнению с тем же зодчеством, пусть эта свобода и приносит меньше прибыли - архитектуру всё же легче продать, но и продаться в ней тоже легче. Вот только продажность в искусстве для меня недопустима. Сделаю небольшое уточнение: пока.
Так вот всё и было у меня с фотографией - банально и обыденно: купил фотоаппарат, стал снимать. Оказалось, что это мне нравится, что это моё.

- Каково это - быть фотографом в мире, где каждый, у кого есть блог или твиттер, считает себя немного писателем, а каждый, у кого есть фотокамера, причисляет себя к когорте фотохудожников? Что отличает фотографа от обладателя фотокамеры?

- На самом деле фотограф почти то же самое, что и обладатель камеры. Разница между этими двумя «этапами развития» минимальна. Вот быть фотохудожником - это высшая степень! Так что надо стремиться к тому, чтобы стать творцом. Что такое - быть творцом в фотографии? Для этого каждый пиксель должен дышать фантазией и воображением, иронией и юмором. Всё это в идеале, конечно… В реальности всё несколько иначе. В большинстве блогов - банальная и постная репортажка из цикла «Я вышел погулять с камерой и нафоткал кадров в какой-то стране». Подать такой материал высокохудожественно, не впадая в унылую повторяемость вслед за теми, кто уже побывал там же до тебя, вот где надо напрячься, вот где есть возможность продемонстрировать высший пилотаж. Таким даром владеют единицы!

- Как человеку понять, особенно тем, чьё детство пришлось на 90-е годы, переходные от советской эпохи к российско-рыночному «сегодня», в чём его предназначение? Сегодня так просто плыть по течению, всю жизнь занимаясь чем-нибудь, искренне полагая, что самореализации мешает не отсутствие таланта или лень, а «система», которая не пускает человека дальше менеджера или системного администратора. На самом деле внутренние ограничения, а не политический и социальный строй мешают человеку. Вы, как человек мира, который через объектив фотоаппарата видели планету такой, какой она многим и не снилась, скажите, что человеку не хватает, чтобы снять все внутренние ограничения?

- Не стоит всё усложнять. Надо просто не думать обо всём этом. Я не знаю другого рецепта.

- Во время путешествий Вы встречали множество людей. Скажите, в каждом ли человеке есть творческое начало? Во всём ли, что творит человек и оставляет после себя, есть частичка процесса сотворения? Какими видятся Вам люди и мир через объектив и невооружённым глазом?

- Не-е-е-ет, слава Богу, творческое начало - это особенность, дар, удел немногих (это я говорю, конечно, из-за эгоистических и не терпящих соперничества соображений). Развитие творческого потенциала населения - это крайне важно для хорошего самочувствия страны.
Если говорить серьёзно, то, как мне кажется, вы слегка идеализируете статус художника. Люди через объектив фотоаппарата видятся такими же, как и невооружённым глазом. В последнем случае они выглядят даже лучше! Вот я столько видел и продолжаю видеть того, что никак не могу снять, запечатлеть в кадре, потому что, если я сниму это, оно потеряет своё естественное очарование.

- Ваши сюрреалистические коллажи - что они для Вас означают? Какие мысли, какое Ваше отношение к миру они выражают?

- Это просто приближённое к моему образу мышления, к моему эмоциональному состоянию воплощение того, что я видел и чувствовал в тот или иной момент моей жизни, когда мне было хорошо. (Улыбается.)
Вот совсем недавно ехали мы по заснеженной ярославской глубинке - вдруг кто-то поставил в магнитолу записи африканской музыки. И так это было прекрасно всё вместе: белая трасса, яркое солнце, названия деревень, как чья-то жизнь - Бухалово, Большие Ночёвки, Бабино, Благодать, Покров… И казалось в тот момент, что из обычного лесного покрова средней полосы России сейчас выйдут на обочину дороги дикари из обычного такого африканского племени - с копьями, полуголые, босиком… Всё время, пока мы ехали, я держал эту картину в своей голове. С ней и приехал домой, чтобы воссоздать её по памяти.

- Пётр Ловыгин - фотограф, режиссёр-клипмейкер, писатель, путешественник - в какой из ипостасей Вы чувствуете себя наиболее счастливым? Что даёт Вам наибольшую свободу и возможность раскрытия талантов?

- Фотографии и сопроводительные тексты к ним. (Улыбается, словно вспомнил что-то хорошее.) Путешествия - это всего лишь фон, повод для осознания собственной крутизны и «пенсионные накопления» для старческих воспоминаний.

- Какой самый лучший совет Вам дали в жизни?

- Был такой фотограф Владимир Куприянов. Он однажды сказал: «Думать нужно руками!» Что он имел в виду? То, что, пока не возьмёшься за дело, ничего для тебя не начнётся, все идеи так и останутся жить в голове. И там же они и умрут, если не пересилишь свой страх и лень, если не попытаешься сделать первый шаг! Как часто мне это не удаётся. (Горестно потупил взор.)

- Какая точка на карте мира является для Вас местом, в котором Вы чувствуете абсолютный покой и растворённость в большом мире?

- Увы, нет такого места. Но я люблю, например, Покров-на-Нерли - я сотню раз бывал совсем рядом с этим храмом. И каждый раз думаю о том, как бы ещё его как-нибудь иначе снять, как его ещё задействовать в своих новых фантазиях… Хотя так у меня с каждым местом - я всегда думаю не о месте, а о том, как его запечатлеть. Я разучился отдыхать, поэтому нет для меня нигде в этом мире покоя…

О каком покое может идти речь, если только в три ближайших месяца у Петра запланированы поездки в Индию, Мьянму, Бангладеш, Таиланд, Лаос, Китай и на московское фотобиеннале! Зато летом он планирует уединиться со своими мыслями во французском замке. Будет думать о новых историях и о новых героях костарики.
Чего, а историй в блоге Петра Ловыгина хватает. Например, он пишет о том, что матушка Тереза Калькуттская пользовалась «Колгейтом». Об этом говорят выставленные в её музее зубная щётка и тюбик с одноименной пастой. Из остального выделяются сандалии матушки и ретроспектива её жизни, выполненная в виде диорамы из коллекции кукол Барби. Куклы Барби в монашеских сине-белых одеяниях оказывают помощь Кену, лишившемуся ноги, или жертвуют ему подаяние.

petrlovigin.com / Petr Lovigin's Facebook / Petr Lovigin's Twitter / Petr Lovigin's Контакт / INSTAGRAM.

Previous post
Up