По легенде две с половиной тысячи лет назад несколько последователей Будды после его смерти унесли его учение с собой по разным странам. На Шри Ланке и в Индии учение в первоначальной форме было утрачено, остались лишь отголоски. Но в Бирме оно сохранилось в первозданном виде и главнейшей составляющей была не теория, а практика медитации под названием Випассана.
В наше время эта практика из Бирмы потихоньку стала распространяться по миру благодаря мр. Гоэнка, который в шестидесятых годах 20 века начал открывать специальные медитационные центры. Сейчас такие центры есть в каждой стране и участие в десятидневной программе бесплатное в любом из них. Можно просто найти ближайший центр на сайте
www.dhamma.org и записаться на курс.
Лично я считаю работу этого замечательного господина практически гениальной, потому что организация всего курса выверена до каждой мелочи. Они каким-то хитрым образом знают все, через что тебе предстоит пройти и ведут буквально за руку, где надо твердо, где надо мягко.
Но главное наверно не это. Главное, что в череде постоянных размышлений и бесед о смысле жизни, мы забываем, что надо не говорить, а делать. И вот десять дней тотальной практики. Техника очень простая, но работает именно ее точное исполнение, специально созданная обстановка и соблюдение всех правил. Ничего лишнего, никаких непонятных религиозных атрибутов, только ты наедине с собой и своим телом.
***
Рай. Ниббана. Все стремятся к обретению тотального блаженства. И конечно оно тебя настигает (ну например когда после часовой медитации выходишь на улицу и жадно ловишь каждую секунду свободного движения или когда в процессе понимаешь, что твоя адская боль растворяется и исчезает, а на смену ей приходит эйфорическое состояние свободного потока).
И все же випассана не совсем об этом.
Она и не о боли и не о блаженстве, хотя боли в процессе предостаточно. Вообще это логически выверенная техника, которая позволяет через собственные ощущения познать суть жизни. Да, как бы это пафосно не звучало, но техника действительно “вскрывает матрицу” и учит искусству жить в мире и гармонии.
И вот так просто ты все видишь. Все то что увидел Будда. Когда ты научишься видеть это постоянно, беспристрастно и спокойно, достигнешь просветления при жизни (сходить стоит как минимум за тем, чтобы понять, что имеется в виду под просветлением).
Сейчас мне кажется, что просветление нужно совсем немногим. Для большинства это превращается в развлечение своего рода, что естественно обесценивает весь процесс. С другой стороны случайный человек туда и не забредет, а ежели забредет, отмучается десять дней - и назад к прежней жизни, рассказывать друзьям и знакомым о своем героическом поступке.
Может быть мне стоило бы в рекламных целях сказать что-то вроде “Это изменило мою жизнь!!!”, но я не буду петь диферамбы, их все равно никто не слушает. Я не знаю, смогу ли я еще раз пройти подобный десятидневный курс, хотя там я впервые за много лет наконец почувствовала себя как рыба в воде. Те кто приходят второй, третий, четвертый раз уже не кричат о своем опыте, они сосредоточены на себе и серьезны. Признаться, я и не хотела вовсе писать этого текста, я вообще не хотела возвращаться в свою привычную жизнь, но десять дней это малая капля в океане работы, которую надо сделать, каждый день шаг за шагом.
Сейчас мне просто хорошо. Нет, мне бывает и больно и плохо, все как у обычных людей, и все же - выражаясь терминами дхаммы - во мне посажены ее семена. Если ты однажды взломал свою матрицу, ты уже не сможешь вернуться обратно.
Никакие слова не опишут, через что я прошла. Но тот, кто найдёт в себе желание и силы, тоже сможет принять этот вызов.