Написала что-то вроде небольшого руководства по тренингам командообразования. Пока его напечатают, как статью - решила выложить и здесь.
Под словосочетанием «тренинг командообразования» часто подразумеваются самые разные варианты времяпровождения: начиная от выезда на природу с шашлыками и дискотекой, и заканчивая семинаром по методам и приемам формирования команды.
Как бизнес-тренер с многолетним стажем работы я обычно сталкиваюсь с тем, что заказчик или затрудняется выделить цели желаемого мероприятия, или по разным причинам старается скрыть их. Конечно, привлеченный со стороны специалист, по сути, - посторонний компании человек, и руководитель стремится показать своих людей с лучшей стороны, скрывая имеющиеся проблемы: «не хочется выносить сор из избы». Чисто по-человечески, это очень понятно: все мы хотим выглядеть красиво. Однако в данной ситуации важно сотрудничество заказчика и тренера, которому, почти как врачу, необходимо знать симптомы, чтобы поставить «диагноз» и предложить лучший способ «лечения».
В этом небольшом очерке я хочу описать имеющиеся возможности тренингов, так или иначе связанных с командообразованием, - с тем, чтобы помочь руководителям самостоятельно справиться с начальным этапом диагностики.
По целям эти тренинги можно условно разделить на три категории:
1. Развлекательно - увеселительные тренинги. Часто приурочены к праздникам, сопровождаются застольем и иными «подарками» от компании. На эти тренинги приглашают тех, кого хотят поощрить, вознаградить или мотивировать на работу в компании. Реже - чтобы познакомить «новичков» и «старичков». Иногда - как способ снять напряжение, накопившееся внутри коллектива, помочь тем, кто работает в условиях хронического стресса, расслабиться, отдохнуть. Если не оговорено иное, количество участников на таких мероприятиях практически не ограничено.
К этой категории относятся следующие варианты:
§ «Веревочный курс».
Тренер (инструктор) создает условия и дает инструкцию, задача команды - выполнить.
Плюсы:
-- позволяет быстро сократить дистанцию между малознакомыми или «разностатусными» людьми за счет тесного телесного контакта, оказывающегося необходимым для прохождения большей части препятствий;
-- выполнение на первый взгляд не выполнимых заданий создает переживание эйфории, ощущение «я могу!» и «вместе мы - сила!», экстаз от ощущения и осознания взаимовыручки;
- позволяет создавать новые дружеские диады, триады и подгруппы.
Минусы:
-- есть привязка к погодным условиям, так как проводится на природе;
-- постэффект ничтожен, эйфория заканчивается вместе с первыми «старыми» трудностями на рабочем месте - ведь никто так и не научился их распознавать и преодолевать;
-- курс может породить конфликты нового плана: часто те, кто, являются творческим или интеллектуальными лидерами в компании, на тренингах, связанных с физической нагрузкой, оказываются в худшем положении, нежели те, кто более спортивен. Грузные участники могут чувствовать себя крайне неловко, «обузой», даже не смотря на то, что им тоже удается преодолевать препятствия. В результате может усилиться борьба за лидерские позиции, могут обостриться внутренние обиды и конфликты;
-- возникающая во время тренинга естественным образом агрессия выражается неконструктивно, или сдерживается посредством вынужденного молчания, часто являющегося одним из условий прохождения этапов. В результате лишь поддерживается и накапливается имеющееся раздражение друг на друга, напряжение не снижается, а замалчивается;
-- взаимодействие между членами группы производится преимущественно в конфликтном поле - каждый доказывает свою правоту. Участники тренинга лишь закрепляют имеющиеся малоэффективные модели и схемы поведения, не получая новых, так как анализ происходящего не предусмотрен.
§ «Сюжетные игры с элементами веревочного курса».
Интересны и захватывающи, содержат сюжет, что ясно из названия. Тренер мотивирует, создает условия, дает определенную информацию, инструктирует. Задача команды - выполнять задания с учетом полученного опыта.
В отличие от веревочных курсов, эти игры, обладая их плюсами, имеют меньше минусов.
-- меньший «экстрим» и меньшая физическая нагрузка, при этом сохраняющие переживание «вау»-эффекта: «мы это сделали!»;
-- возможность диалога в процессе выполнения заданий позволяет тренеру по результатам прохождения этапов заострить внимание команды на тех или иных индивидуальных особенностях участников, мешающих, или помогающих общей работе;
-- важно не просто пройти этап, но и суметь УСЛЫШАТЬ, что именно требуется от команды - от этого часто зависит результат, - так как условие игры может содержать лингвистическую провокацию;
-- некоторые из игр могут проводиться не только на природе, но и в закрытом помещении;
-- есть возможность не только телесного, но и душевного контакта - ровно настолько, насколько человек может себе это позволить.
Сохраняются такие «минусы», как краткосрочный эффект, отсутствие новых моделей поведения.
Добавляются такие «плюсы», как: привлечение внимания самих участников к имеющимся в коллективе сложностям; формирование личностного интереса друг к другу; осознание своей личной ответственности за результат; интерес к сотрудничеству, а не только конкуренции.
§ «Ролевые игры».
Наблюдателю бы эта игра показалась эпизодом из спектакля: каждый играет свою собственную роль. Это более сложный проект, так как требуется создать игру под конкретного заказчика, часто прописывая каждую роль под конкретного работника - игрока, всегда с четким количеством участников: от 10 до 26. Этот вариант интересен тем, что строится во многом на инициативе участников игры. Каждый игрок получает четкую индивидуальную инструкцию: кто он в игре, каков его характер, что умеет, что может, с кем знаком, личные явные и тайные цели, - но что с ним будет происходить дальше - это зависит только от него. Есть и общая вводная, которую знают все.
Сюжеты игр могут быть очень разными: детективы; «фэнтези»; приключения; фантастика.
«Ролевые игры» хороши, в первую очередь, как диагностика, причем как команды, так и каждого ее члена в отдельности. В игре хорошо видно, на что именно способен тот или иной работник. С другой стороны, такие игры полезны для командообразовательных целей: это прекрасная возможность увидеть, что, конкурируя, вместо того, чтобы сотрудничать, участники игры лишают себя многих возможностей. Увидеть, как члены команды сами выстраивают себе ограничения там, где их нет, а потом твердят: «это невозможно». Условия игры позволяют в достаточно безопасных условиях опробовать новый вид поведения, новый сценарий взаимоотношений. И т.д.
«Ролевые игры» могут быть использованы, как метод поддержания новых командных ценностей, правил, принципов, полученных после тренингов второй и третьей категории, которые описаны ниже.
Работа тренера заключается в том, что он мотивирует, создает условия, дает необходимую информацию. В конце обязательно поводится разбор игры, подробный анализ того, что могло быть сделано, что было сделано, какие поведенческие модели оказывались эффективными, а какие, наоборот, мешали достижению результата. Что уже усвоено и работает, а что еще необходимо закреплять.
Плюсы:
-- Дает длительный, устойчивый эффект. Помогает закрепить новые формы поведения;
-- Выявляет способность к обучению буквально со второй игры; позволяет формировать в игровом формате требуемое от сотрудника поведение в определенных ситуациях;
-- Позволяет увидеть скрытые таланты игроков, с тем, чтобы использовать их в нужном компании русле;
-- Всегда личный результат (или его отсутствие) зависит от умения сотрудничать с другими игроками (общаться, просить, договариваться, доверять, поддерживать и т.д.);
-- Может быть очень познавательной, захватывающей, с весьма яркими переживаниями, при минимальной физической нагрузке;
-- Длится вместе с разбором (это важный момент игры) три - четыре астрономических часа. Может проводиться, как на природе, так и в закрытом помещении.
Минусы:
-- Первая игра, как правило, не является показательной, если только это не проба на «выживание» в незнакомой и малопонятной ситуации. Стабильные наблюдения мы получим только после второй и последующих игр.
- Количество игроков, в отличие от предыдущих двух вариантов развлекательных тренингов, строго ограничено.
- Развлекает лишь настолько, насколько каждый готов проявить инициативу и личное участие.
- Требует предварительной подготовки, например, предварительного интервью с каждым из участников.
2. Тренинги образования команды. Полноценные тренинги, имеющие обучающий характер. При этом занятия, по-прежнему, строятся на игровом материале. Редко сопровождаются последующим застольем. Проводятся регулярно и планово. Не имеют отношения ни к поощрению, ни к наказанию. Оптимальное количество - 30 ± 10 человек, но возможны и иные варианты. Группа формируется из людей, от которых зависит результат совместных усилий.
Есть определенные принципы, которые, так или иначе, культивируются в подобных тренингах:
- Команда образовывается вокруг идеи и/или вокруг человека.
- Команда - это система. Любой результат - результат совместных усилий.
- Внутри команды сотрудничество эффективнее конкуренции.
- Поощрение творческого начала и инициативы.
- Самореализация вместо борьбы за выживание и доверие вместо одиночества.
Если корпоративный дух, корпоративные принципы и идеалы предусматривают иное представление о команде, это важно прояснить сразу же, чтобы тренер мог скорректировать программу.
Формат может быть различным: выездные и павильонные тренинги, одно-, двух- или трехдневные или двух-, трехчасовые несколько раз в неделю на протяжении месяца или двух. Вариантов много, можно всегда подобрать тот, который удобен и интересен заказчику. Может сочетаться с любым из вариантов развлекательных тренингов. Например, связка: 1-й день - веревки, 2-й день - обучающий тренинг, дает прекрасные результаты, совмещая активный отдых на природе и новый опыт и знания.
В данных тренингах нет общего для всего процесса сюжета. Есть определенные упражнения и игры, из которых складывается общая картина, общее действо. Есть дискуссии и мини-лекции - не нравоучительные, а буквально рождающиеся на глазах участников, из полученного в игровом процессе материала. Лекции, которые и интересны, и полезны тем, что позволяют прояснить происходившее в игре.
Плюсы:
-- участники получают новый опыт, новые знания, перед ними раскрываются новые возможности;
-- участники начинают налаживать здоровые отношения друг с другом; научаются конструктивному проявлению эмоций и чувств, в том числе негативных;
-- получают опыт осознанной поддержки друг друга, опыт разумного доверия друг другу;
-- эффект от тренинга гораздо более длительный, так как он сохраняется не только на уровне переживания, но и на уровне понимания, осознавания того, что происходило;
-- могут быть выявлены проблемы, требующие решения на вышестоящем уровне организации, но не достигшие еще критических масштабов.
Минусы:
-- предложенные команде принципы не будут работать без поддержки и поощрения руководства;
-- от участников требуется готовность к интеллектуальному труду;
-- могут быть не только приятные переживания: не все хотят знать о себе правду, а она может всплыть, если какая-то из черт характера человека оказывается помехой для сотрудничества с ним.
Большую часть минусов можно предотвратить до начала тренинга, обсудив эти моменты с заказчиком. Последний из указанных минусов разрешается на тренинге, давая команде и конкретному человеку опыт взаимного сотрудничества и поиска конструктивного решения, без умалчивания проблемных мест из страха обидеть.
3. Тренинги эффективной работы в команде и тренинги обучения построению команды.
Рассчитаны на компании, которым приходится периодически создавать новые команды, перебрасывая старых работников из одной группы в другую. Иногда появление нового человека из соседнего отдела, - замечательного специалиста, но, увы, не умеющего легко и просто менять коллектив, - может разрушить всю команду. Не проводить же тренинги образования команды всякий раз, когда вы решаете заменить «Сашу» «Машей»!
И тогда либо необходимо, чтобы все люди умели вливаться в коллектив, либо нужен кто-то, кто будет сопровождать вхождение в коллектив, например, внутренний тренер, лидер команды, сам руководитель. Для этих целей я и разделила указанную группу тренингов на два варианта.
§ Тренинги эффективной работы в команде
Цель - научить людей самоорганизовываться, донести нехитрые принципы успешной работы в команде, научить воспринимать команду, как целостную систему, а себя, как часть ее. Научить принимать новичков в команду и передавать им свои умения.
Обычно это систематические занятия, помогающие осознать свое влияние, свой вклад в общую работу, умение увидеть со стороны происходящее и вовремя принять меры. Это тренинги коммуникабельности, лидерства, сплоченности - и иных качеств, помогающих легко влиться в любую команду.
Плюсы и минусы схожи с плюсами и минусами «Тренингов» образования команды»
§ Тренинги умения формирования команды.
Обучающий тренинг. Рассчитан на руководителей, лидеров, внутренних тренеров - т.е. тех, кто непосредственно заинтересован в умении самостоятельно сформировать команду из группы людей, помочь новому человеку войти в коллектив, создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Полезен для компаний, у которых идет постоянный приток новых специалистов.
Данные занятия содержат бОльшее количество лекций. Упражнения носят, в основном, модерирующий характер, это могут быть кейсы, требующие решения, или отработки того или иного навыка.
Оптимален формат «выездной» - 5 дней, 50 астрономических часов на 25 ± 5 человек. Возможны и другие варианты.
Плюсы и минусы трудно развести, поэтому, обозначу следующие пункты как особенности:
-- участники изначально мотивированы на обучение;
-- они получают новый опыт, новые знания;
-- происходит усвоение принципов построения команды в легкой, игровой атмосфере;
-- хотя изначально не ставится задача создать команду из людей, которые проходят данный тренинг вместе, процесс командообразования все равно идет по мере усвоения и опробования на практике новых поведенческих паттернов.
Надеюсь, описание, предложенное мною, поможет Вам сориентироваться в большей мере в огромном море под названием «тренинги командообразования».