Dec 14, 2014 00:08
Трудно бывает оценить духовный труд философа, психолога, художника в денежном эквиваленте. Необычны и формы вознаграждений.
Пифагор брал с учеников не деньгами, а рисом, вином и растительным маслом.
Поэт Николай Шатров молчал, но друзья, зная его материальные затруднения, тайком клали деньги в карман его пальто в прихожей, пока он читал свои стихи.
Модильяни “оплачивал” индивидуальность посетителей парижского кафе, бесплатно рисуя их портреты.
Неожиданным подарком хорошему человеку мог бы стать его литературный портрет, сделанный хорошим писателем (клинический случай и анамнез не в счет).
Потрясающая в своей свободе форма вознаграждения предлагается Протагором в диалоге Платона “Протагор”. Софист убеждает Сократа в том, что сведущ в добродетели и может быть полезен людям на пути к ней: “ Поэтому оплату я взимаю вот каким образом: кто у меня обучается, тот, если хочет, платит, сколько я назначу; если же он не согласен, пусть пойдет в храм, заверит там клятвенно, сколько, по его мнению, стоят мои уроки, и столько мне и внесет”.
Я знаю одного врача - психотерапевта, который принимает оплату от своих пациентов только в случае успеха лечения, по результатам. Бывает и так, что мастер (Парацельс “Роза Парацельса” Борхеса) отказывается доказывать клиенту свою профпригодность и вознаграждается за это... ожившей розой.
Каким бы ни было вознаграждение, оно лучше, чем дар, потому что дар (при определенных обстоятельствах) может оказаться травмой (дар как травма). “Любовь к Прекрасному и поэтическое Могущество были даны сыну совсем тёмного бедняка, каменщика по профессии, который не мог никоим образом ни помочь развитию способностей, ни удовлетворить потребности своего достойного сожаления отпрыска” (Бодлер “Дары фей”).
Я решаюсь проверить старинный “рецепт” Пифагора и благодарю оливковым маслом. Оно вызывает восторг.
Мысли