Странные формы вознаграждения

Dec 14, 2014 00:08


Трудно бывает оценить  духовный труд философа, психолога, художника в денежном эквиваленте. Необычны и формы вознаграждений.

Пифагор брал с учеников не деньгами, а рисом, вином и растительным маслом.

Поэт  Николай Шатров молчал, но друзья, зная его материальные затруднения, тайком клали деньги в карман его пальто в прихожей, пока он читал свои стихи.

Модильяни “оплачивал”  индивидуальность посетителей парижского кафе, бесплатно рисуя их портреты.

Неожиданным  подарком хорошему человеку мог бы стать  его литературный портрет, сделанный хорошим писателем (клинический случай и анамнез не в счет).

Потрясающая в своей свободе форма вознаграждения предлагается  Протагором  в диалоге Платона “Протагор”.  Софист убеждает Сократа в том, что сведущ в добродетели и может быть полезен людям на пути к ней: “ Поэтому оплату я взимаю вот каким образом: кто у меня обучается, тот, если хочет, платит, сколько я назначу; если же он не согласен, пусть пойдет в храм, заверит там клятвенно, сколько, по его мнению, стоят мои уроки, и столько мне и внесет”.

Я знаю одного  врача - психотерапевта, который принимает   оплату  от своих пациентов только в случае успеха лечения, по результатам. Бывает и так, что мастер (Парацельс “Роза Парацельса” Борхеса) отказывается доказывать клиенту свою профпригодность  и вознаграждается за это...  ожившей розой.

Каким бы ни было вознаграждение, оно лучше, чем дар, потому что дар (при определенных обстоятельствах) может оказаться травмой (дар как травма). “Любовь к  Прекрасному и  поэтическое Могущество были даны сыну совсем тёмного бедняка, каменщика по профессии, который не мог никоим  образом ни помочь развитию способностей, ни удовлетворить потребности своего достойного сожаления отпрыска” (Бодлер “Дары фей”).

Я  решаюсь проверить старинный “рецепт” Пифагора и благодарю оливковым маслом. Оно вызывает восторг.

Мысли

Previous post Next post
Up