Оригинал взят у
ngeorgij в
Из "Мемуаров по-харьковски" Семёна Губницкого" (2) И у мастера случаются неудачи
Публикация воспоминаний о Харькове - это литературная болезнь, широко распространенная во всем мире. Вот подтверждение этой нетривиальной мысли.
В своих замечательных мемуарах, датированных 2013 годом, доктор физико-математических наук, известный диссидент, основатель и издатель самиздатского журнала «Евреи в СССР» Александр Воронель вспоминает: «В Харьков меня привезли в шестилетнем возрасте. Чем запомнился он мне тогда? [...] Школой № 82, на сером бетоне которой выделялись таинственные барельефы средневековых книжников, фантастических птиц и сказочных химер».
И еще: «В следующий раз я приехал в Харьков учиться в университете. [...] Вот я иду к Марку Азбелю на улицу Гаршина. Я сворачиваю с центральной Сумской на боковую Каразинскую и прохожу мимо дома, где в начале войны пожарная дружина учила нас с дедушкой гасить в песке зажигательные бомбы. Чему только не учили в Харькове! За углом, на Чернышевского, я опять вижу знакомых каменных схоластов на фронтоне школы, где научился читать. Улица Гаршина ведет к старому кладбищу и к по-прежнему переполненному студенческому общежитию "Гигант"» (см.
http://nikolsky.balakliets.kharkov.ua/?p=5133 )
Так вот, Семен Г. тоже учился (первые восемь классов, с 1957 по 1965 годы) в школе с именно таким номером, - 82 - и располагалась она тоже на ул. Чернышевской-Чернышевского (это отдельная история «превращения-перевирания» имен, известная, впрочем, многим харьковчанам), дом 60 (шестьдесят!). Но ни таинственных барельефов средневековых книжников, ни фантастических птиц и сказочных химер на отнюдь не сером бетоне тамошнего здания не было. Дело в том, что Александр В. повествует о так называемом «доме с химерами», на ул. Чернышевского, дом 79 (семьдесят девять!).
Цитирую из весьма достоверного источника: «Здание построено в 1912-1914 годах, архитекторы В. Покровский и П. Величко (помощник). В советское время в «доме с химерами» размещалась восьмилетняя школа № 62, потому здание и ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ за ним часто называли просто «шестьдесят вторая». В 1965 году школу закрыли по причине непосредственного соседства с туберкулезным диспансером». Нынче в нем пребывает театральный факультет академии искусств им. И. Котляревского. Такие харьковские дела...
Для равновесия отметим, что дом 60 на ул. Чернышевского в 1913 году построил купец И. Кабанов по проекту архитектора Ю. Цауне. И там до революции была гимназия товарищества учителей. В 1937 году в этом здании размещалась школа № 17, а с 1947 года - школа № 82. Нынче здесь тоже учатся - студенты Харьковского национального педагогического университета им. Г. Сковороды. Такие харьковские дела...
Что же касается упомянутого Александром В. «старого кладбища», то Семен Г. вместе с другими школярами 82-й (а также 62-й) его посещал очень часто. На нем проходили... многие уроки физкультуры. Весной и осенью юные физкультурники там бегали на 60 и 100 метров, а зимой - на лыжах. (Кольцевая трасса была проложена по нешироким дорожкам вдоль могил, но кое-кто порой пробирался и между ними, чтобы срезать угол; да уж... не все советские спортсмены «выигрывали честно и проигрывали с достоинством».)
А в чём неудача-то? Отвечу, используя терминологию шахмат: мастер Семён Г. не стал рассматривать другие возможные варианты и потому ошибся. Александр В. действительно учился в 82-й школе на Чернышевской, в доме с химерами. И было это до войны, когда 82-я школа занимала не дом №60, как в школьные годы Семёна Г., а №79 (в нынешней нумерации), а 62-я в те времена находилась на Сумской, 40 - в том здании, куда после войны переехал ХИСИ.
Такие вот харьковские дела…