Несколько спокойных слов о клерикализме

May 19, 2013 20:42

Сейчас довольно-таки распространено (к месту и не к месту) слово «клерикализм».
Понятно, что есть у этого термина некое историческое значение, связанное с историей Англии XIX века. Но речь не об этом.
Понятно, что сейчас его нередко используют как некий жупел, чтобы пугать влиянием Церкви в обществе. Но речь и не об этом тоже.
Речь о том, что это слово обозначает в современной церковной и общественной жизни.

Думаю, что клерикализм как явление включает ТРИ взаимосвязанных положения:
1) учение о Церкви (институциональной, видимой) как единственной посреднице между Богом и человеком, соответственно, о невозможности для Бога действовать как-либо помимо Церкви как института.
2) так как Церковь иерархична, то п 1) приводит к учению о том, что Воля Божия осуществляется в мире именно через церковную иерархию, члены которой имеют не только особое церковное служение, но и аксиологическое превосходство над всеми остальными людьми, верные в Церкви - только исполнитель воли иерархии,
3) как следствие, из п 2) вытекает необходимость мирского влияния Церкви как средства жизни мира по Божией воле.

Думаю, здесь есть тройное расхождение с православным богословием.
Во-первых, невозможно ограничить проявление Воли Божией установленными человеком рамками, а границы Церкви Христовой не исчерпываются институциональными рамками. Бог же не раз говорит, о том, что не подчиняется человеческим категориям. Человек призывается к личному общению со Христом, к личному обращению к Отцу Небесному. Учение о посреднике, о получении благодати через посредника - духовное лицо - насколько помню, было в некий момент истории в Католичестве (да простят меня братья-католики) и было связано с учением об исхождении Св.Духа от Отца и Сына. Отвергнув filioque, православные христиане отвергли клерикализм, т.е. учение о том, что иерархия является посредницей между Богом и человеком. Только вся Церковь - во всей ее полноте - является носительницей Божией благодати и средстом освящения мира.
Во-вторых, принадлежность к церковной иерархии никогда не осознавалась христианами как знак превосходства, близость к Богу - святость не зависит от положения в земной иерархии «Будут первые последними и последние первыми» говорит Господь; и порой голос простого монаха или мирянина оказывался существеннее воли иерархической церковной власти. С древних апостольских времен говорится «без епископа нет церкви», но в то же время и «епископа нет без церкви», т.к. церковь едина, епископат ни в коем случае не может быть выделен в отдельную касту.
В-третьих, Спаситель говорит, что царство Его не от мира сего. Превращение Церкви в «отмирное» устроение лишает ее вообще права называться Церковью Божией, но превращает в мирское учреждение.

Клерикализм, Богословие, Церковь

Previous post Next post
Up