Притча о блудном сыне - безусловно, одна из самых неисчерпаемых по смыслу притч Нового Завета.
Кроме самого главно ее значения - о покаянии и возвращении человеческой души к Богу - в ней можно найти порой весьма неожиданне смыслы и связи с жизнью...
Отец в притче поступает очевидно несправедливо. О чем, собственно, и говорит старший сын. Он ведь сетует не на то, что отец принял промотавшегося и вернувшегося с покаянием младшего, а на то, что вернувшийся сразу получил то, чего не давали старшему, всю жизнь жившему и трудившемуся при отце. Поэтому когда мы требуем от жизни, от ближних, от Бога справедливости - мне сразу вспоминается этот старший сын из притчи... Здесь теме милосердной несправедливости выражена даже сильнее, чем в притче о работниках на винограднике, получивших поровну.
Видя себя в блудном сыне, мы конечно можем увидеть себя и в старшем, ревниво относящемся к поступку несправедливо-милостивого отца. Касается это отношение и тех, кто пришел в Церковь позже, и тех, кто моложе, и тех, кто не отличался праведностью и авторитетом - и вот, теперь, как нам кажется, не по заслугам занимает выоское место.
Далее, в семьях, где есть несколько детей близкого возраста, подобные конфликты происходят постоянно. Причем найти баланс справедливости обычно бывает вообще невозможно. Когда нечто дарят кому-то более старшему, младший требует как минимум такого же. Если же подарить всем равноценное, старший обидится - ведь в его годы ему такого не дарили. Когда же дарят нечто более ценное младшему, старшие нередко ведут себя как старшийсын из притчи.
Когда же из-за ограниченности средств и соответствующего повода подарок получает только один - все остальные готовы объединиться против него.