Одной из важнейших черт православного Богослужения и аскетического Богословия является самоуничижение, признание себя не просто "рабом ничего не стоящим", но худшим из всех.
"Никто же якоже аз согреших" (Канон прп.Андрея Критского).
И вот, человек только начинает духовную жизнь и уже таковым себя на словах исповедует (хоть как правило еще и не ощущает себя таковым). И дальше со временем каждый день и каждый год повторяется одно и то же - и возникает ощущение бесполезности усилий, отсутствия какой-либо динамики.
Что же должно стать "обратной связью"?
Дерзновение перед Богом, чистота совести, радость о Господе и легкость молитвы. И тогда человек по-настоящему ощущает свою малость и величие Творца, и любовь Его, и умиление перед Ним.
И рождается трезвость - т.е. реальный взгляд на мир.
Если же нет этого - то так и остаемся в круге самоуничижения и появляется ощущение "топтания на месте" - об этом кстати частенько и в проповедях говорят (
http://www.nne.ru/news.php?id=338389).
А если заменить самоуничижение на некое процветание, то глубина уйдет и родится некий протестантский триумфализм. Передача такая была: "Победоносный голос верующего"