Начало здесь:
http://viictor.livejournal.com/206799.html Древесина отобранная для изготовления куклы должна быть хорошо просушена промышленным или естественным способом (материал отобранный для изготовления представленной коллекции кукол имеет просушку 10-25 лет).
Приобретение древесины редких пород стало возможным с появлением на нашем рынке фирм - поставщиков (предложения широко представлены в Интернете).
Редкая древесина - материал не из дешевых. Цена на некоторые породы дерева доходит до сотен долларов за килограмм. И это пожалуй не прихоть поставщика а реальное положение дел.
Печально, но вырубка тропических лесов привела к тому, что некоторых пород экзотических деревьев уже просто нет в природе. Несмотря на это древесину исчезнувших видов деревьев ещё можно изредка встретить в качестве старых запасов на складах заготовителей.
Так что для коллекционера кукол сохраняется экологически грустная но экономически привлекательная перспектива стать обладателем куклы выполненной из уже несуществующего в природе вида дерева.
Статус таких материалов достаточно высок. Некоторые породы дерева уже более труднодоступны чем бивень мамонта. Если запасы бивня еще сохраняются в вечной мерзлоте, то в ряде случаев ресурс по редкой древесине безвозвратно утерян.
Глаза куклы выполняются инкрустацией . В подготовленные углубления вклеиваются подобранные по цвету кусочки древесины.
(фото)
Глаз куклы удобнее делать поэтапно . Сначала вклеить «белок» будущего глаза , затем выбрать в нем углубление под «радужную оболочку», вклеить соответствующий ей кусочек древесины , а затем наметить и выбрать углубление под зрачок. Последний выполняется из наиболее тёмных пород дерева.
При приобретении материала для изготовления куклы необходимо помнить что в процессе обработки часть его будет безвозвратно утеряна (стружка ,обрезки), по этому дерево надлежит приобретать с некоторым запасом (и чем меньше у Вас опыта - тем запас должен быть больше).
Если Вы впервые приступили к изготовлению деревянной куклы, то рекомендуется приобретать опыт на менее дорогостоящих породах дерева ( например кедр и липа). Они легки в обработке.
При шлифовке деревянных поверхностей применяется наждачная бумага предназначенная для дерева (обычно со стеклянным абразивом). Применение другой наждачной бумаги (особенно при шлифования светлых пород древесины ) может привести к порче (внешнего вида) изготавливаемого предмета в следствии проникновения абразива в волокна дерева.
Для соединения массивов древесины между собой используются шканты и клей. Шканты - откалиброванные прутки древесины твердых пород (например берёза или напиленный по вдоль бамбук ).
(фото)
Все операции склеивания надлежит проводить с использованием струбцин или пресса . Без применения этих средств достигнуть прочного соединения практически невозможно.
Подвижные соединения. (фото)
Наибольшей подвижности требует плечо куклы .
В отличии от локтя или колена (сгибаемых в одном направлении), плечо требует большую степень свободы. Соединение должно позволять не только поднимать (опускать) руку , но и поворачиваться вокруг своей оси.
В театральном куклостроении данная проблема чаще всего решается использованием двух металлических колец соединённым между собой и деталями ( качестве кольца удобно использовать шурупы с кольцевой головкой).
Однако для изготовления полностью деревянной куклы такой способ не подходит.
Для изготовления данной серии кукол автором разработан оригинальный шарнир собственной конструкции.
(фото)
В заготовку руки врезается правильный плоский диск с отверстием посередине и закрепляется в заготовке посредством вставленной в отверстие деревянной оси. Диск должен плотно, но в тоже время достаточно свободно вращаться в заготовке. Другой деревянной осью (закреплённой в ребре диска) диск скрепляется с телом куклы . Соединение с телом куклы должно позволять оси вращаться, но в тоже время не «вылетать» из тела куклы. Это можно обеспечить проточив на оси канавку в месте сопряжения с телом куклы . За эту канавку посредством фиксатора любой конструкции Вы можете надежно закрепить ось в теле куклы, сохранив при этом возможность вращения.. В качестве фиксатора может выступать вставленный в подготовленное отверстие, деревянный столбик из плотной (износоустойчивой) породы дерева.
Такая же конструкция шарнира подходит и для локтевых, а так же коленных суставов куклы. Единственным исключением является необходимость ограничить подвижность локтя (колена). Они не должны выворачиваться наружу. Такое ограничение в суставах сделать несложно. В качестве простейшего ограничителя подвижности может выступить небольшой деревянный столбик укреплённый в диск или заготовку.
Для изготовления шарниров, желательно использовать твёрдые, износоустойчивые породы древесины.
Покрытие куклы осуществляется нанесением лака или пропитки.
Выбор лака имеющегося в продаже огромен.
Подробнее остановимся на пропитках.
Преимущество пропитки над лаком просматривается в процессе использования куклы. В результате ударов, падений поверхность покрытая лаком может потрескаться (потерять внешний вид). Пропитанной поверхности такие проблемы не страшны. Кроме того, в ряде случаев обработка дерева пропиткой позволяет обеспечить более эффектный внешний вид изделия.
Для изготовления простейшей но весьма удачной пропитки достаточно растворить в малом количестве живичного скипидара кусочек натурального пчелиного воска (и то и другое всегда есть в продаже). Пропитка наносится тампоном в несколько слоёв.
Древесина обработанная такой пропиткой имеет весьма благородный внешний вид. Такой способ обработки древесины известен очень давно. Большинство старинных изделий из дерева покрытые подобными пропитками прекрасно сохранились и по сей день.
При изготовлении головы куклы, уши целесообразней делать накладными (вклеив подготовленные кусочки дерева в массив заготовки) это несколько сократит объём работы и даст возможность использовать заготовку меньшего диаметра.
ДОСЬЕ
Виктор Григорьевич Катющик
Родился в 1967 году в Красноярске.
Вырос и живет в Абакане.
Здесь же окончил вуз.
Пишет стихи, прозу, поигрывает на гитаре.
Художественной литературе предпочитает техническую: всю юность и молодость читал произведения различных писателей, но со временем пришел к выводу, что ничего нового из них не узнает: поведенческие реакции человека ограничены, а жизненные ситуации стереотипны.
Убит Брейгелями. Контужен Микеланжело.
Любит кино энергичное, сюжетное. Тянучки по Станиславскому - не для него.
Телевизор большей частью не смотрит, а слушает. В основном познавательные передачи, особенно любит интересные подробности из жизни живой природы.
Заговорив о науке, может сбить вас с ног такими терминами, как «гравитация», «свойства материи», «бестопливная энергетика» и «база логического обеспечения искусственного интеллекта».
Статья
Мы не раз писали о том, что резчик по дереву должен быть гармонично развитой личностью: увлекаться искусством и наукой, любить природу и жизнь, обладать любознательностью, наблюдательностью, трудолюбием, не бояться экспериментов и верить в себя. Убедиться в том, что это не просто слова и сотканный из воздуха набор качеств, вы сможете прямо сейчас.
Виктор Катющик - художник, ученый, куклодел. Живописью и антиквариатом увлекался еще в школьные годы, наукой - после окончания института. И в науке, и в искусстве он достиг немалых высот. Картины разбирают прямо с мастерской, так что в последние годы даже не удается собрать небольшую коллекцию для персональной выставки. Физика вообще стала его «вторым я»: практически каждый день уделяет ей хотя бы немного времени, записывает вечерами то, что накопилось за день, пока руки работали. А работы для них хватает: не только живопись, но и гравюра на металле, литье барельефов, скульптуры из камня, резьба по дереву и куклы. Для того чтобы посвятить любимым занятиям и семье все свое время, Виктор оставил бизнес. Наскучило. К количеству отправленных вагонов всегда был безразличен, вот и ушел поближе к искусству и науке. К тому моменту удалось обрести материальное благополучие, поэтому и делом любимым можно было заниматься, не беспокоясь о продажах. А там и СМИ со временем стали проявлять все больший интерес к творчеству Виктора, появились заказчики и новые возможности.
Резьбой по дереву Виктор начал заниматься с того самого момента, как сделал свой первый резак. Из сапожного ножа в возрасте 11 лет. С этого момента из чего только не делал резаки . и из откованных подшипников и из паровозных клапанов.
В резьбе по дереву у Виктора наставников не было, все постигалось методом проб и ошибок.
Начинал с фигурок
Не сразу понял орнамент . относился к нему предвзято. Сверху с некоторым пренебрежением. А однажды прочувствовал что это весьма глубокое направление.
В нем можно просто утонуть во всех лучших смыслах.
Куклу сделать хотел всегда .
Именно шарнирную цельно деревянную. Почему - не знаю.
Увлекал именно технический вопрос : как сделать крепко и чтобы всё шевелилось.
Чтобы рука двигалась не как у Буратино, в одной плоскости. А чтобы её можно было отвести в сторону , поднять , повернуть. Чтобы всё как у человека.
А когда решение созрело, то остановиться уже не мог. Сел и начал делать.
Делать по одной вещи я не умею . Сразу делаю несколько предметов одного направления.
О. Кстати.
Могу дать чрезвычайно полезный совет по лепке.
Если вы что то лепите. И хотите улучшить результат и сократить время., то :
Совет будет неожиданным:
Советую лепить одну и туже вещь сразу в двух экземплярах.
Придумал сам. Испытал на себе. Действует 100%.!!!
Смысл в чем.:
Слепки всегда отличаются . И вы имеете возможность сравнить и изменить отстающий слепок в лучшую сторону.
Так на перегонки - работа и продвигается в ускоренном темпе.
А на лепке в одном экземпляре глаза «засматриваются» и ты порой не видишь простых ошибок. Такое есть у всех. В литературе даже рекомендуют закрывать работу тряпкой на несколько дней , чтобы потом свежим взглядом всё оценить.
И с тех пор Виктор Катющик прославился как новоявленный Урфин Джус не только в Абакане, но и по всей стране. И это не удивительно: все работы художника выполнены в уникальной авторской манере. Правда, в дереве пока еще не удалось достичь желаемого: «Для себя из приемлемых я нашел только один стиль - приближающийся к одному единому культурному канону. Но таких работ в дереве у меня пока нет. Куклы это - реплики, и даже не попытки». Но это лишь временно: «Я жутко самоуверенный товарищ. И уверен, что могу все. Пусть не с первого раза, но могу».
От идей ломится голова, и только успевай записывать. Раньше Виктор использовал блокноты, но они часто терялись, унося с собой ворох неосуществленных задумок. И теперь художник-ученый-куклодел исписывает чистые листы специально заказанной книги. Вот только воплотить всё, пожалуй, жизни не хватит. Ну а пока есть время, запасает и заготавливает материал впрок: пригодится обязательно, да и при наличии выбора появляются дополнительные возможности и снимаются многие ограничения. «Попался бивень мамонта - закупаю. Янтарь - закупаю. И всё пригождается в работе. У меня сейчас на всякий случай лежит с полкуба махагона. Где беру? Толком даже не объяснить. В основном прикупаю по какому-то невероятному случаю». Если говорить о дереве, то Виктор предпочитает твердые породы, среди которых выделяет бук.
Бук довольно твердая порода. Первый материал который был доступен в детстве,
Из бука в Советском Союзе делали много . детали комбайнов, текстильных, чесальных машин. Основным поставщиком технического бука была Румыния.
Структура бука довольно красивая. Направленным распилом можно получить весьма яркий переливающийся срез. Бук хорошо принимает мелкие детали резьбы. Они не скалываются, не стираются.
Хороших пород - много .
Например Самшит. Тоже очень люблю. Необычайно тонкие работы из Самшита хранятся в европейской коллекции Эрмитажа. В медальонах диаметром около трёх сантиметров - выполнены жанровые сцены из десятка фигур людей и животных, проработанных в мельчайших деталях.
Невероятная по качеству работа. По выразительности превосходит античные камеи.
Антику тоже сильно уважаю.
К большому сожалению в мире сохранилось невероятно мало античных реплик в дереве. Остаётся только предполагать и воображать. А изобразительный уровень в те времена был высочайший. Кстати люблю блуждать по сайтам посвященным античной нумизматике. Такие попадаются экземпляры!!!
Последние впечатления - несколько монет Босфора . Словами не расскажешь это надо видеть.
Инструмента у Виктора немало. Плоские стамески делает сам из заготовок хорошей стали. Профильные сохранились еще с советских времен: удалось купить не точеный фондовский комплект
Этикеток нет .Профессиональный инструмент со знаком качества. поступал через фонды Союза Художников.
которым мастер и сейчас с удовольствием работает. Когда служил во флоте, попал на корабль финской постройки, где нашел набор весьма недурных немецких резцов. Но для Виктора вопрос, где произведен инструмент, все-таки вторичен. Главное - качество стали. «Сейчас всё просто: есть инструмент - есть работа, есть мастер.
Нет инструмента - нет мастера. По большому счету в наше-то время обзавестись инструментом не проблема. Единственное - начинающему опасно «нарваться» на плохой инструмент. Может просто пропасть всякое желание. Ну а так... Каждый мастер должен уметь затачивать, заправлять инструмент. Это первое и основное».
Для заточки резца необходима идеальная плоская поверхность(использую кусок стела ). На него накладывается наждачка (нужной зернистости.
Ни на чем мягком резцы затачивать нельзя!!! На кромке сразу образуется скругление.
Раскрою мой личный секрет.
Для доводки резца приспособил стальной полированный диск.
Закрепил на наждаке.
Необычайно хорошо правит кромку вероятно стали адгезируют друг с другом и получается более твердая устойчивая поверхность.
А ещё давайте сделаю подарок всем профессиональным резчикам. Подарю инструмент который не купишь в магазине:
Однажды выточил стальной шар, сделал насечки острым зубилом , закалил и установил на наждак. Получился круглый вращающийся напильник.
Круче инструмента нет .
За считанные секунды выбирает большие объемы дерева.
Делает любые полости , чаши и т. д..
Безопасно для рук. Пораниться практически невозможно.
Всем рекомендую.
Хороши так же диски с насечками по кругу, и округлые конусы.
Попробуйте - не пожалеете.
Заказать можно у любого токаря.
Занимается Виктор и лепкой, о необходимости которой для резчика по дереву мы не устаем вам напоминать: «Я уже лет пять как леплю, нарабатываю базу моделей. Это не по куклам, а по скульптуре. Цель - чтобы в моей мастерской были в наличии готовые модели всех ярких представителей фауны, соответствующие именно моим представлениям о должной скульптурной форме. Есть проверенные временем вещи: при наличии модели работа будет совершенней». Можно, конечно, не лепить и выбрать в качестве модели живого человека из близкого окружения или того, кто у всех на виду.
Кукол похожих на персоны не делал.
А так - леплю много ,
Артисты, политики,
Заказы по скульптуре - в основном все на портретном сходстве.
В портретной схожести - всегда полезно практиковаться - поднимает общий уровень.
Президентов и других общественных деятелей Виктор не изображает ни в дереве, ни в живописи, но ничего плохого в том, что такой путь выбрали другие мастера и художники, не видит: «Кто-то там что-то, может, и делает из меркантильности. По большому счету (если верить Дарвину), мы сейчас все существуем только потому, что меркантильная обезьяна, наш прапрапредок, отобрала в голодный год банан у другой меркантильной обезьяны, тем самым преуспела, выжила и дала потомство. Так что, на мой взгляд, пусть они их делает похожими хоть на Распутина! Зато детишки, может, историю лучше выучат».
Но в целом положение резьбы по дереву в России Виктору благоприятным не кажется, и мы, к сожалению, согласимся с его мнением: «По резьбе довольно сильно ударили. Ударили изнутри. Ударили - непрофессионализмом. Зоновский поделочный стиль... Все это бьет по рейтингу резьбы в целом. Пропасть колоссальна между потоком большинства современных поделочников и работами старых мастеров. С точки зрения современного потребителя, обратиться практически не к кому. Толковых мастеров - единицы». Но надежда на то, что ситуация изменится в лучшую сторону, жива. По крайней мере, до тех пор, пока живы в нашей стране такие самобытные мастера, как Виктор Катющик.