Михаил Андреев (художник, писатель и художественный критик) написал про мою картину.

Oct 26, 2010 23:34




Начинаем новую жизнь с нуля!
Флорио Фаустино
на иллюстрации: Виктор Катющик «Прикосновение»
холст, масло, 100 х 80 см, 2011 г.

Что это? Что означают эти две нагие фигуры на фоне неспокойного грозного неба и скал?
Ведь, ни один художник в мире не писал ничего подобного. То есть, что-то подобное, конечно, писали: разнообразных обнаженных женщин, но они были именно обнаженными и без тряпок. По сравнению с ними, сюжет женщина и мужчина, Адам и Ева в живописи гораздо реже встречается. Бывало, что мужчину и женщину изображали и в акте, однако всякий раз не так, как здесь: слияние и проникновение фигур было гораздо более тонким, а цветовой контраст на фоне этого слияния - гораздо более сильным: у мужчины один цвет, а у женщины другой. Вспомните, например, Пикассо!
А здесь они, выходит, не отличаются по качеству! Не отличаются по энергии, и у мужчины, и у женщины, выходит, та же самая энергия, инь и янь не различаются. Как это понимать? Фигуры различаются только телесным строением, они совершенно телесные, а белые тряпки, прикрывающие непристойные места, они только усиливают телесную наготу. Для чего это? Для чего эта телесность и нагота?
Разумеется, что художник всегда прав, он имеет право изобразить все, что угодно, заявлять какой угодно протест, разрушать какой угодно стереотип. Художник - пророк. Но почему тогда раньше в живописи все художники тяготели к полностью обнаженной натуре? Изобразить на холсте женщину в купальнике, в трусиках и лифчике считалось пошлостью и безобразием. Что хорошо для общественного пляжа, то совершенно не годится для живописи, и наоборот. Почему же здесь этот закон нарушен? Хотя мы понимаем, что если бы мужчина и женщина были показаны здесь вообще без тряпок, то при этом стиле живописи наша парочка выглядела бы отвратно. Следовательно, тряпки на своем месте. Но тогда почему?
Мужчина и женщина нужны для новой жизни. Новая жизнь начинается с того, что встречаются он и она. И встречаются далеко не идеальные он и она, не древние Адам и Ева, а такие, какие есть. И из-за того, что встречаются реальные, телесные он и она, пропитанные с ног до головы материальностью, возникает эта дикость в их духовных отношениях, соответственно и тряпки. То, что показывает нам художник Виктор Катющик, это дикость и сюр. Но самое страшное, что этот сюр происходит в нашей сегодняшней жизни, в современной России. Жизнь действительно дошла до дикости и духовно обнищала настолько, что в ней осталась лишь одна голая телесная материальность. Прикосновение, то есть, первое прикосновение мужчины к женщине, в цивилизованной культурной стране не могло бы быть показано в живописи никак иначе, а только так, что он во фраке или типа того, а она в красивом нарядном платье, и он подает ей руку. Вспомните Клода Моне и массу других художников, которые изображали молодого человека, делающего предложение девушке. То, что мы видим здесь, это явное падение нравов в сочетании с мухинской монументальностью (опять же вспомните скульптурную группу «Рабочий и колхозница»), это указание на нравственный коллапс, который происходит в современной России. И вот еще одна особенность. Мы имеем здесь дело с гражданской живописью, это не сюрреализм, а реализм. Художник, как гражданин, не может оставаться безразличным к тому, что происходит. Если мы этого не видим, то, быть может, увидим через живопись. Мы действительно так живем, пряча неприличие нашей жизни за белые тряпки.
Но положительное состоит в том, что несмотря на этот коллапс, несмотря на то, что жизнь дошла до нижней точки и от старого духовного наследия остались лишь белые лохмотья, которых едва хватает прикрыть откровенную наготу отношений, несмотря на это дьявольское обнищание и разрушение жизни, эти двое все-таки встречаются и хотят построить новую жизнь. Вот, что интересно и больше всего изумляет в картине - они настроены начинать с нуля! Значит, есть еще какая-то сила!
Естественно, эта картина не понравится разрушителям, не понравится тем, кто, занимая высокие позиции, кормясь и высасывая из жизни потребительские удовольствия одно за другим, одно за другим, довел эту жизнь до последнего разрушения, превратил Рай а Ад. Нет больше райского сада, где Ева, никого не стесняясь, могла бы бесстрашно и свободно подойти к Адаму и протянуть ему яблоко искушения. Нет больше времени на размышление у Адама, чтобы свободно из своего внутреннего решения, принять это яблоко или не принять. Жизнь заставит принять. Нет больше и самого Древа Познания - может быть, срубили ненароком - не знаю, но факт, что его нет. Ничего нет. И вот в этих условиях, которые совершенно не райские, с одной стороны, и совершенно дикие, нецивилизованные, с другой, молодому парню и молодой девушке приходится начинать какую-то неведомую новую жизнь. А не начинать нельзя! Природа наша такая, человеческая, что мы будем всегда начинать, в любых условиях, с любого нуля! Вот о чем картина. Она о правде жизни. Живопись вынуждена быть такой, вынуждена перешагивать через прежние эстетические законы и нормы, потому что ситуация, товарищи, очень серьезная. Если не эти двое, которые, несмотря ни на что, взялись нести груз ответственности за свое непростое будущее, жизнь наша скоро скатится до уровня негритянской страны, если уже не скатилась.
Предки наши не оставили нам никакого наследия, никакого капитала, они уничтожили все учения, все школы, все богатства, насадив вместо образования голую бюрократическую систему, голые камни вместо хлеба, где ребенку ничего не дают, а требуют, как от донора, только сдавать и сдавать, тестироваться и сдаваться. И многие уже сдались и спились, а им все мало и мало. Все распродано, разворовано, извращено и растоптано, но система и элита ее создавшая остаются, несмотря ни на какие кризисы.
Вы скажете, это не имеет отношения к картине, она про любовь?
Нет, имеет!
Это же бесстыдство! Парень должен был подъехать к девушке на своей машине, с цветами и подарками. Да и она должна быть при наряде, в своем лучшем платье. А это как называется? Как, по-вашему, эти двое должны строить новую жизнь, если у них ничего нет, одни набедренные повязки, как у дикарей? Это же невозможно! Он бросит ее сразу, как только первый раз ею попользуется. И не помогут никакие клятвы! Потому что строить не на чем, господа, нет фундамента.
Вы скажете: но не у всех же так! Это, может быть, в Сибири люди дошли до последней крайности, бросили спившихся родителей и им не в чем ходить. А в Петербурге и в Москве все нормально.
Нет, не нормально!
Речь идет не о материальном, а о духовном. В духовном смысле все люди - если в России есть еще люди - начинают сегодня так, как эти - и в Петербурге и в Москве, и в любой провинции, причем в провинции, может быть, еще не в такой гипертрофированной форме. Это картинка того, как мы начинаем в духовном, и каковы наши шансы на успех в любом деле - и бизнесе, и в семье, и в творчестве. И хорошо, если вообще начинаем! Ведь эти двое молодцы, что они хоть что-то делают! Так выглядят наши духовные начинания. А эти повязки на неприличных местах - это жалкие остатки прежней духовности - Третьяковская галерея, Мариинский театр, православная церковь, Ландау-Лифшицы и т.д. Ими мы прикрываемся в надежде, что пронесет, что не придется начинать, не придется ничего строить, ничего менять, ни нам, ни нашим детям, что ни он не встретит ее, ни она не встретит его, что никто никого не встретит, никто никого не захочет, а будет доволен, до самых последних дней будет доволен, целиком и полностью будет доволен - Господи, прости меня - тем, что есть!
А что есть?
Мы же выяснили, что ничего нет, кроме этого кошмарного, желто-алого зловещего горизонта. Ни одной достойной фирмы за двадцать лет не создано! Газпром и Юкоз я не беру в расчет, потому что люди там не сами разбогатели, а прихватизировали, поделили народные богатства. Но нет на нашей огромной площади ничего, что как Тойота в Японии, Майкрософт и Дженерал Электрик в Америке, Икея в Швеции или Нокия в маленькой Финляндии - ничего! И это в таком большом государстве! 150 миллионов ничего не делают, а просто гниют! Все сферы общества (кроме отдельных личностей художников, да и то редко) пронизано этим тяп-ляп-отсутствием качественных великих достижений, которыми бы славилась наша страна. О нас только и знают, что в созвучии с водкой!
Вы хоть понимаете, старики, что вы ничего не оставили нам, что вы кинули нас со своей старой отжившей культурой, как жизнь кинула этих двоих?
Посмотрите на эту картинку! Посмотрите на этот срам, на это геройство в сочетании с нищенством, на этот цинизм по отношению к людям, которые вопреки всему хотят ЖИТЬ! Это ваших рук дело!

http://www.proza.ru/2011/10/26/1276

картина, живопись, искусство, Абакан, холст масло, Катющик, купить картину, Красноярск, Хакасия

Previous post Next post
Up