Первая часть
тут. Источники:
Свѣдѣнія о казацких общинах на Дону: матеріалы дия обычнаго права, собранные Михаилом Харузиным, 1885 год.
Статистическое описаніе области войска Донскаго. Семен Номикосов, 1884 год.
И в этот раз источники также исключительно дореволюционные, дабы не просматривалась в них коммунистическая пропаганда. Больше того, если книга Номикосова сухая и непредвзятая, то книга Харузина очевидно апологетична казачеству и то и дело прерывается абзацами дифирамбов казакам. Может он и сам из казаков, не выяснял.
В этот раз мы посмотрим на уникальность казачества, могущую дать повод для объявления его некой особенной общностью. Нет, вопрос об особом генетическом казачестве рассматривать мы не будем, опускаться до такого не в наших планах. Тут можно было бы привести фотографии казаков-инородцев (калмыков, бурятов, корейцев и пр.), но это слишком подло просто. Отметим лишь, что этот вопрос рассматривался ещё во время оно, и в наших источниках просто отбрасывается:
Однако ж, факт в том, что казакам очень не хотелось быть русскими:
Чем же таким особенным отличались казаки, что не желали смешиваться с «русскими», а нынешние их потомки претендуют на отдельный этнос, кто поскромнее - субэтнос, а кто и вообще на невразумительное «другой народ»?
С важнейшими определяющими признаками идентичности, религией и языком, всё понятно: ни тем, ни другим казаки от «русских» не отличались, разве что среди казаков было больше иноверцев, те же калмыки.
Может фенотип (внешность)? Прямо в Донской области мы наблюдаем различие в фенотипе не между казаками и «русскими», а между казаками и казаками!
Даже не вспоминая калмыков, единых характерных фенотипических признаков казака не существует.
Тогда может объединяющая культура? Известно мнение, что принадлежностью к определённому народу может считаться вливание в его культурную среду.
Что нам известно о казачьей культуре? Песни, танцы, обряды. Одежда.
Что нам известно о казачьей культуре? Песни, танцы, обряды. Одежда.
Никакой общеказацкой культуры не существует, кто во что горазд, при преимуществе «русских» элементов. От своеобразной одежды отказались.
Есть ещё один распространённый миф об особости казаков, и он, как ни странно сейчас сыграет (интрига). Это миф о казацкой морали, о высшем уровне нравственности казаком и казачек, часто связываемый с крайней религиозностью. Что ж, слайды:
Не все казаки, однако, так благодушны:
Ну и на сладкое:
По скотоложеству приводятся даже некоторые подробности, но мы их опустим.
Про мужскую гомосексуальную проституцию казаков можно почитать в предыдущей статье.
Ну и делается ВНЕЗАПНЫЙ™ вывод:
То есть, мы, наконец-то, нашли признак, отличающий казаков от «русских». Это, как выражается наш Президент, «низкая социальная ответственность». Разврат, проще говоря. Неожиданно, правда?
И теперь мы приступим ко второму такому признаку. Казаки были очевидно богаче «русских». Но на чём основывалось их богатство? Радетели за особость казачества радостно воскликнут; природное трудолюбие! Увы, авторы указанных книг с ними не согласны.
Крестьянин трудится больше казака. И причина указывается, малоземелье.
Больше земли = больше продукции = больше денег. Но это не единственная причина. Ещё положенные казакам налоговые льготы.
Впечатляющая разница. Она и приводит к тому, что казак с годовым доходом в 200 рублей считался бедным, а крестьянам, как сказано в скриншоте выше, с земли даже прокормиться невозможно.
То есть, мы выяснили ещё один общий признак, отличающий казаков от «русских» - богатство. Однако, богатство не есть человеческое качество само по себе, как цвет глаз. Важно понимать, откуда это богатство берётся. Выше мы разобрались, что его основные причины, это большие наделы и налоговые льготы. За что же казакам они полагались, за какие человеческие заслуги? Конечно же, за их воинскую службу, мы же помним по первой статье: казаки - народ-воин!
То, какие из казаков были воины, мы разбирались в предыдущей статье. Теперь давайте разберём другой интересный вопрос: насколько казаки были более воинами, чем «русские», они же крестьяне? Казалось бы, нелепый вопрос, особенно в свете архетипичных образов первого и второго. Но всё же.
Срок службы (исполнения военной повинности) казака составлял 20 лет. Однако, при несении обычной полевой службы, казак находился непосредственно в части 4 года, остальные 16 лет он был дома, находясь в резерве. Кроме того, часть казаков несла т.н. «внутреннюю» службу. Эти в частях проводили только 1 год, после чего возвращались домой и служили на месте (караульная служба, приданные полиции и т.п.).
(кстати, это к вопросу, сколько несчастным казачкам приходилось ждать мужей домой)
Однако, в случае войны-то уж казаки вставали все как один? Увы:
Однако ж, сюрприз, крестьян тоже забирали в армию! И если кто-то думает, что меньше, чем казаков, то:
Практически одинаково. При этом отметим, что хотя срок воинской повинности у крестьянина был меньше - 15 лет, то непосредственно в армии он проводил времени в полтора раза больше - 6 лет.
(смотри-ка, жёны мужей ждали дольше, а нравы чище)
Учитывая то, что, как мы увидели в предыдущей статье, казаки на внеслужебную подготовку положили с прибором, то неудивительно, что «русские», проведя на реальной службе в полтора раза больше времени, демонстрировали, как мы увидели в той же статье, лучшие, по сравнению с казаками, военные качества.
То есть, ВНЕЗАПНО™, крестьяне бОльше народ-воин, чем казаки, а казаки - бОльшие крестьяне, чем «русские»!
И какие-то особые военные качества казака заключаются лишь в одном: он сам покупает себе экипировку, даже, скажем так, основную часть экипировки. Авторы одной из книг-источников посчитали, что в целом траты казака на время службы (20 лет) составляли около 600 рублей, то есть около 30 рублей в год. Огромная сумма для крестьянина, но для казака не сильно обременительная. (За 57 рублей в год, кстати, можно было записаться в казаки-торговцы и вообще не служить).
И теперь главный вопрос: всё, что сверху этих 30 рублей, оно казакам за что? А, получается, ни за что, по факту самого казачества. Халява. И вот на этом халявном богатстве казаки и строили свою спесь по отношению к «русским». Тут определяющим будет именно не богатство, а спесивость. Это и будет вторым характерным определяющим признаком, отличающим казаков от «русских».
Итак, спесь и разврат. Как бы определить это одним словом? Хм.. Придумал!
Казачество - это народ-мудак!
Спасибо, что дочитали.