Оригинал взят у
george_rooke в
Адмирал Истомин о корабельном строительстве в России«Самый важный недостаток кораблестроения у нас состоит в том, что мы употребляем сосну главным строительным материалом! Флот из сосновых кораблей, как бы многочислен ни был, не составит никогда грозного морского ополчения, потому что сосновый корабль не в состоянии бороться с бурями и волнением, в особенности теперь, когда громоздкая современная артиллерия, паровая машина и винт требуют от корпуса корабля такого скрепления и прочности, которых сосна никогда доставить не в состоянии. Притом, Правительство не может и приблизительно рассчитать какою именно силою оно располагает, ибо с такою же скоростью как корабли строятся вновь, другие гниют и приходят в негодность! Тщетно мы обманываем себя, воображая, что сосновые корабли наши без капитальных исправлений могут прослужить 10 лет; они не служат, а существуют 10 лет, проведя большую часть этого времени в гавани, или летом на благополучных рейдах. По моему мнению, и самый новый сосновый винтовой корабль не выдержит одного зимнего крейсерства в открытом море и вообще не в состоянии исполнять назначение всякого военного судна, т.е. по востребованию, несмотря ни на какое время года отправляться во все четыре стороны света!
Кроме сосны, в лесах России имеется весьма значительное количество дуба; но дуб этот, произрастая большею частию на болотах или сыром рыхлом грунте, имеет все возможные пороки и недостатки, и хотя он гораздо крепче сосны, но наши дубовые суда служат такой же короткий срок, как и сосновые. До какой степени дуб наш не хорош, доказывается в особенности тем, что имеемые в магазинах запасы, вместо того, чтобы от времени улучшаться, через небольшое число лет начинают приходить в самих магазинах уже в гниение».
Вот последняя фраза меня сильно заинтересовала, ибо я считал, что дуб - он примерно один дуб везде. Полез на сайты строительных материалов, и вот что обнаружил: Твердость древесины зависит от многих факторов: климатических особенностей, доли поздней древесины в годичных слоях, места произрастания дерева, времени заготовки. Например, повышение влажности на 1%уменьшает торцовую твердость на 3%, а тангенциальную и радиальную - на 2%. Увеличение количества поздней древесины повышает плотность и улучшает механические свойства материала. Сосны, выросшие на сухом месте (прямые высокие стволы), тверже укоренившихся на болотистом грунте.
Собственно то же касается и дуба - дуб выросший на болоте или сыром грунте
а) менее твердый, чем дуб, выросший на сухом грунте
б) При сушке преувлажненного дуба происходит следующее: бревно начинает интенсивно растрескиваться по всей поверхности. После этого определяется и расширяется основная трещина, которая, как правило, проходит в месте нарушения годовых колец (район теплового замка или компенсационного пропила), а почти все остальные трещины стягиваются. При продольном короблении из-за разницы в усушке по радиальному и тангенциальному направлениям заготовка изменяется по длине, изгибаясь и приобретая форму дуги и винтовой поверхности (крыловатость). Больше подвержена деформации та часть ствола, которая располагается ближе к сердцевине. Лучшее средство против коробления - правильная укладка и хранение.
Тем не менее, при правильном подходе и такой лес можно было вытянуть. Обычно делают следующее - бревна такого дуба погружают с грузом в проточную воду (вполне подходит река), и оставляют там на полгода. Далее полгода сушка по голландскому способу (то есть в вертикальном положении) на опилках или навозе, а потом раскладка на горизонтальную сушку шахматным порядком в закрытое помещение.
В этом случае проточная вода вымоет все внутренние кислоты, и т.д., распределение влажности по бревну станет более равномерным, вертикальная сушка предотвратит деформацию, опилки или навоз эффективно впитают влагу. И мы получаем заготовку, с которой в дальнейшем можно работать, то есть сушить уже до нужной кондиции, а после покрывать морилкой или лаком.