в Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик "Ил-2", часть третья....

May 23, 2017 03:00

Оригинал взят у borianm в Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик "Ил-2", часть третья....


Забавно, я еще не дошел до самого Ил-2, а многочисленные комментаторы не уставали мне петь песни об уникальном несущем бронекорпусе и несравнимой живучести....При этом было высказано мнение, что немецкие 20-мм осколочно-зажигательные снаряды и пули винтовочного калибра для бронекорпуса никакой опасности не представляли... Вообще в этом материале я решил не пересказывать историю создания машины - она вполне доходчиво изложена, скажем, здесь, а остановиться на некоторых моментах, которые не рассматривались, и взглянуть на некоторые рассмотренные вопросы под другим углом....Вот вам для контраста свеженькая веселенькая копипаста "песни песней" . Топовый патриотичный блоггер - это вам не шутки....

Итак, мы остановились на том, что Ильюшин заявил:Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летавшего танка, у которого все жизненные части забронированы.....Для осуществления этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны.



Красным - бронекорпус...
Как мы видим, "летающим танком" машину назвали не преславутые советские пехотинцы, а сам автор, это пример очень грамотного маркетинга, причем еще на стадии проектирования. И, судя по дальнейшей судьбе самолета, этот маркетинговый ход сработал и машина получила поддержку на самом верху. При этом я, понятное дело, отметаю все мысли кроме той, что Ильюшин действительно руководствовался наилучшими побуждениями, а не стремился выжить и победить в адском змеином клубке советских авиа- и прочих конструкторов....

Мы не будем в данном разборе останавливаться на вопросах выживаемости машины в бою против истребителей, а именно этому вопросу зачастую посвещена большая часть разборов боёв и выживаемости машины. И вот почему:
1) Изначально машина планировалась и заказывалась двухместной, с прикрытием броней не только пилота, но и штурмана-стрелка со спаренным ШКАСом. По известным причинам Ильюшин хитро вывернулся, не сумев уложиться в собственное техзадание и просто выкинул стрелка, сделав машину абсолютно беззащитной от атак с задней полусферы. Ведь стрелок, кроме всех прочих функций и пользы, не столько должен именно сбить атакующий истребитель, сколько не дать ему комфортно повиснуть на хвосте и "работать"....Даже на машинах, на которые "вернули" стрелка - он не был защищен броней и был легкой жертвой любых огневых средств....
2) Тема нашего разговора - преславутый "уникальный бронекорпус" к атакам истребителей никакого отношения по большому счету не имеет, ведь абсолютное большинство попаданий при атаках стребителей пришлось на заднюю бронеперегородку, которая ничем уникальным не являлась и которую стоит рассматривать отдельно. Она даже изготавливалась из бронестали иной марки - ХД вместо АБ-1 или АБ-2....
3) Бронекорпус рассчитывался и создавался именно на противодействие огню с земли - именно этот фактор мы и будем рассматривать....

Не буду я и касаться вопросов вооружения машины, эффективности работы его по различным целям - это факты довольно известные и, КМК, полноценно разобранные до меня... Хотя конечно установленные по принципу "лишь бы отчитаться" пушки вместо внешних, а не внутренних пулеметов, просто потому что так было проще - это действительно уникальный случай в мировом авиастроении....


Может сложиться впечатление, что я противник брони на самолетах - вовсе нет, я противник бесполезной брони на самолетах... Идея сделать машину с двигателем жидкостного охлаждения, а потом этот двигатель бронировать на мой взгляд лучше всего передается английским словом - wierd. Уникальный бронекорпус с листами двойной кривизны, которые в глазах отечественных любителей и знатоков являются неким фетишем, касается только бронировки двигателя - там где броня 4-мм, остальные бронедетали вполне себе гнутые в одной плоскости... Вот тут хорошая статья, дающая представление о производстве... Что же до аэродинамики - ей несомненно способствовала, например, форма маслорадиатора - просто прямоугольная коробка, выставленная в поток. Там, почему-то, уникальную броню двойной кривизны не внедрили...
И если мы посмотрим исследования по "уникальной" выживаемости Ил-2, мы увидим, что абсолютное большинство иногда действительно весьма впечатляющих повреждений выживших машин приходится на деревянные и алюминиевые части этого самолета - плоскости, центроплан, заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение. Их мы рассматривать тоже не будем. Ими забита вся сеть....Они сравнимы с повреждениями машин иных конструкторов, стран и концепций. Более того, всегда надо держать в уме, что существует закон больших чисел, и  чем более массовой была машина, тем больше "уникальных" случаев может произойти с ней... Для машины, которую производили и сбивали десятками тысяч - по другому быть и не может...Сосредоточимся именно на примерах эффективности и неэффективности бронекорпуса:



....прямым попаданием пробило отверстие в нижней передней броне диаметром 100 мм в результате были повреждены картер мотора и винт, но «благодаря затрате основной энергии снаряда на разрушение брони, мотор и винт получили сравнительно незначительные повреждения и самолет смог долететь до своего аэродрома»
.....кроме того, оказались пробитыми «боковая броня заднего бензобака и сам бензобак, а также броня правого маслобака и правый блок мотора до силовых шпилек»
....зенитным огнем были отбиты концы двух лопастей винта по 25 см, «пробита передняя броня мотора»
От огня малокалиберной зенитной артиллерии попадания получали главным образом маслорадиатор, задний и нижний бензобаки, кабина воздушного стрелка, шасси, органы управления самолета, картер и блоки мотора. Опыт боевого применения Ил-2 на фронтах показал, что «бронекорпус не защищает от прямого попадания снарядов зенитной артиллерии среднего калибра и ниже высоты 1000 м от снарядов малокалиберной зенитной артиллерии». Пули нормального калибра и «осколки снарядов зенитной артиллерии на любом удалении броню не пробивают», оставляя в ней лишь вмятины.
Вместе с тем при прямом попадании малокалиберного снаряда или крупнокалиберной бронебойной пули броня пробивалась с последующим повреждением деталей мотора и поражением экипажа. Кроме того, имелись случаи пробития крупными осколками зенитных снарядов боковой брони кабины летчика.


Разрушения в борту кабины летчика самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм

Оказалось, что уязвимые от огня противника бронедетали имеют недостаточную толщину и, наоборот, отдельные места бронекорпуса либо вовсе не имеют попаданий, либо попадания в них бывают весьма редко и при таких углах и дистанциях стрельбы, которые позволяют значительно уменьшить толщину брони.

Обследование 184 бронекорпусов одноместных Ил-2, попавших в период с января 1942 г. по май 1943 г. на разделочные базы, показало, что 71% попаданий, относящихся к поражению от истребителей, приходятся на долю поперечной бронеплиты и только 29% - на продольную броню. Причем подавляющее число попаданий в бронекорпус соответствует атакам истребителей противника почти строго в хвост (до 20° от продольной оси самолета по горизонту и до 3-5° в вертикальной плоскости).

Наличие зазоров между подвижной частью фонаря кабины пилота и задней броней бронекорпуса приводило к тому, что при обстреле истребителями осколки разрывающихся снарядов проникали через эти зазоры в кабину и поражали летчика. Кабина летчика оказалась уязвимой еще и через форточки подвижной части фонаря кабины. Плексиглас легко пробивался пулями и осколками зенитных снарядов. Во всех случаях поражения бронекозырька фонаря кабины бронестекло разрушалось и своими осколками наносило ранения летчику. Бортовая броня кабины практически не спасала летчика при прямых попаданиях снарядов калибра 37 и 20 мм.


Разрушения капота Ил-2 в результате попадания 20-мм снарядов

Бронекапот мотора не обеспечивал надежную защиту от снарядов и крупнокалиберных пуль как самого мотора, так и агрегатов и узлов моторной группы, особенно в районе выхлопных патрубков и бронекарманов передней и задней части мотора. При этом нижняя броня капота при попадании в нее снарядов, как правило, почти не пробивалась, а лишь давала трещины.

Пробитие брони капота во всех случаях сопровождалось разрушением или повреждением блоков цилиндров, карбюраторов, масло- и водопроводов, расширительного бачка водосистемы, маслобака, маслофильтра и т.д.Массу хлопот доставлял маслорадиатор, который располагался в бронекорзине под фюзеляжем самолета. Дело в том, что в летнее время при закрытых бронезаслонках температура масла начинала быстро расти, и уже через 6-7 минут полета летчики были вынуждены бронезаслонки открывать. В результате маслорадиатор часто поражался пулями и осколками при обстреле с земли. Более того, летный состав иногда вообще забывал закрывать бронезаспонки на подходе к линии фронта. Боковые стенки бронекорзины и бронезаслонки не выдерживали попаданий малокалиберных снарядов. Причем в некоторых случаях бронекорзина вместе с маслорадиатором срывалась с посадочных мест.


Разрушения в борту кабины летчика самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм

Кроме этого, на практике имелись случаи воспламенения самолета после повреждения маслорадиатора. Например, 12 февраля 1944 г. Ил-2 лейтенанта Побатаева из 198-го шап был атакован истребителями противника. В результате пулеметно-пушечной очереди «из маслорадиатора стало выбивать масло». Через минуту масло воспламенилось, пламя охватило фюзеляж. Побатаеву с большим трудом удалось благополучно произвести вынужденную посадку.
Отметим, что случаи поражения находящегося внутри бронекорпуса водорадиатора наблюдались весьма и весьма редко.
Недостаточная толщина бронирования Ил-2 в районе переднего и заднего бензобаков в некоторой степени компенсировалась наличием протектора на бензобаках и системы заполнения их нейтральным газом. По отзывам летного и технического состава протектор и нейтральный газ во многих случаях вполне оправдывали свое назначение. Однако при попадании в бензобаки малокалиберных снарядов баки, как правило, загорались и затем взрывались, при этом осколки, как от взрыва снаряда, так и от взрыва баков, проникали в кабину летчика со всеми вытекающими последствиями.

Наиболее опасными для Ил-2 являлись зенитные автоматы калибра 20-37 мм и крупнокалиберные пулеметы (13 мм). Причем бронебойные пули крупного калибра по бронепробиваемости оказались даже лучше 20-мм снарядов, да и скорострельность пулеметов была значительно выше пушечных установок. Средний процент пробития брони от огня малокалиберной зенитной артиллерии и зенитных пулеметных установок оказался почти вдвое выше, чем от огня истребителей. Характер пробоин бронекорпусов списанных штурмовиков Ил-2 (ввиду невозможности ремонта) позволяет сделать вывод, что угловой конус поражения Ил-2 при обстреле немецкой зенитной артиллерии не превышал в горизонтальной плоскости 20-25° к нормали и в вертикальной плоскости - 10-15° к нормали. То есть все попадания в бронекорпус Ил-2 от пушечно-пулеметного зенитного огня приходились исключительно на его боковую часть, тогда как поперечная броня, а также верхняя и нижняя части продольной брони попаданий от зенитного огня практически не имели.

Как мы видем, зенитные 20-мм снаряды, не говоря уже о 37-мм, а штатно артавтоматы вели огонь именно ими, для 20-мм это Brandsprenggranatpatrone mit Zerleger и Brandsprenggranatpatrone L'spur mit Zerleger, в первом 22 грама ВВ и зажигательного вещества, что превосходит преславутые авиационные Minengeschoß того же калибра, весьма опасны и для "бронекорпуса" тоже.......Надо сказать, что в ПВО Германии практически не было зенитных крупнокалиберных пулеметов, штатно ведущих огонь по авиационным целям бронебойными пулями, но тем не менее прямые попадания мощных ОФЗ пробивали и корежили тонкую сталь....
Те места винтомоторной группы и других жизненно важных частей самолета Ил-2, которые были слабо защищены броней, оказались и наиболее уязвимыми в бою. К ним относятся: кабина воздушного стрелка (особенно с боков и снизу), блоки мотора у выхлопных патрубков, бронекарманы (воздушные дефлекторы) в передней и задней части мотора, расширительный бачок водосистемы, винт, маслорадиатор (через щели заслонок) и задний бензобак.
Лобовые бронестекла кабины летчика от попадания малокалиберного снаряда и осколков зенитных снарядов, разрушаясь, давали многочисленные осколки стекла, приводящие к ранениям летчика.Тут надо понимать, что фотографии самолетов, кооторые приводятся - это как правило фото вернувшихся или хотя-бы севших более менее удачно поврежденных машин. При пробитии бронекорпуса и поражении двигателя, маслосистемы, баков таких случаев было, по понятным причинам, гораздо меньше....
Интересно, какие изменения в бронекорпус были предложены по результатам боевого применения в 1944-м году:
С внедрением в серийное производство в начале 1944 г. Ил-2 с крылом увеличенной по передней кромке крыла стреловидностью появилась возможность улучшить и защиту воздушного стрелка. К 1 июня 1944 г. были разработаны удлиненный бронекорпус с перераспределенной толщиной брони, включающий кабину стрелка, и ремонтный комплект дополнительной брони стрелка. Ремкомплект предполагалось устанавливать на уже выпущенные Ил-2 «крыло со стрелкой» с обычным бронекорпусом силами техсостава строевых частей. Верхняя передняя часть нового бронекорпуса выполнялась из дюралюминовых листов, поскольку, как показал боевой опыт, она практически не поражалась в воздушных боях. Вертикальная бронеплита под капотом и бронедиск за втулкой винта заменялись дюралевыми. Толщина нижних боковых стенок капота мотора увеличивалась до 6 и 8 мм, а толщина боковых стенок кабины пилота, наоборот, уменьшалась до 4 и 5 мм. Кабина стрелка целиком имела 5-мм броню. Передняя и средняя части бронекорпуса, как и ранее, выполнялись из броневых листов толщиной от 4 до 6 мм. В сравнении с серийным Ил-2 общий вес металлической брони увеличился на 55 кг. Ремкомплект включал в себя девять бронеплит толщиной по 5 мм каждая, соединенных между собой уголками и болтами. Их сборка проводилась по заранее просверленным отверстиям. Два подготовленных техника монтировали кабину стрелка за два дня. Вес бронедеталей с креплением не превышал 41 кг. При установке удлиненного бронекорпуса деревянная часть фюзеляжа укорачивалась на 1135 мм. Монтаж дополнительной брони изменений в конструкции самолета не требовал. Вооружение в целом соответствовало серийным вариантам Ил-2 с обычным бронекорпусом, но бомбовая нагрузка ограничивалась 400 кг. Модифицированный самолет Ил-2 производства московского авиазавода № 30 с «длинным» бронекорпусом успешно отлетал программу государственных испытаний в период с 14 по 28 августа, а серийный Ил-2 этого же завода с дополнительной броней стрелка - с 16 по 18 сентября 1944 г. Оба самолета испытывались одной и той же бригадой.




С пулеметами винтовочного калибра, которые действительно были основой ПВО большинства армий до конца 30-х и продолжали использоваться на протяжении ВМВ, тоже не так все просто.  Действительно, от обычных небронебойных пуль калибра 7-8 мм высококачественная бронеплита с высоким содержанием никеля, а именно такой броней была АБ-1, защищала на средних дистанциях довольно неплохо даже при толщине 4 мм, особенно учитывая углы возможного обстрела.  Но проблема в том, что ленты зенитных пулеметов штатно комплектовались спецбоеприпасами - разрывными, которые в данном случае нас не интересуют, и бронебойными пулями, которые на реальных дистанциях огня броню Ил-2 пробивали. Другое дело, что во второй половине войны по понятным причинам такие боеприпасы стали использоваться реже...



Отчеты по боевому применению с самого начала войны дают нам весьма неприглядную картину реальной защищенности "летающего танка":

Ил-2 получили боевое крещение 27 июня 1941 г. на Западном фронте, когда пятерка бронированных "Илов" 4-го (бывший 4-й ббап) штурмового авиаполка в 19.40 нанесла бомбоштурмовой удар по колонне германских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина.Удар по немецкой колонне "ильюши- ны" 4-го шап нанесли с бреющего полета. Бомбометание произвели на глазок - промазать было трудно, так как колонна была в несколько рядов. Пушки после первых же выстрелов отказали. Ударили РСами. Ил-2 капитана Холобаева напоролся на батарею "эрликонов", в результате - машина была порядком издырявлена, бронекорпус превратился в рванину, в центроплане образовалась огромная дыра (капитан провалился в нее когда вылазил из самолета после посадки), маслобак пробит и т.д. По воспоминаниям Героя Советского Союза В.Б.Емельяненко, когда командир полка майор С.Г.Гетьман увидел "Ил" Холобаева, то приказал немедля закатить его в ангар и никому не показывать.

В соответствии с директивой начальника Генерального Штаба Красной Армии от 03.07.41 г. о нанесении ударов по немецким аэродромам 4-й шап в предрассветные сумерки 4 июля нанес бомбоштурмовой удар по Бобруйскому аэродрому люфтваффе, который, по словам армейских разведчиков, напоминал авиационную выставку: самолеты стояли без маскировки в два ряда по обе стороны от взлетно-посадочной полосы, почти крыло к крылу.Полк "работал" полным составом (к этому времени в полку осталось всего 19 машин). Можно считать, что удар "горбатых" был весьма удачным. Полк "обработал" стоянки самолетов с бреющего полета двумя группами, которые следовали в составе колонны звеньев. Аэродром заволокло дымом от горящей техники…Во время атаки ведущее звено первой группы в составе комполка м-ра С.Гетьмана, ст.политрука В.Василенко и командира 3-й эскадрильи к-на Н.Сатал- кина было буквально "изрешечено" огнем зенитной артиллерии ПВО аэродрома. Василенко и Саталкин были сбиты. Их машины упали на лес в районе цели. Ил-2 м-ра Гетьмана получил сильные повреждения, но до своего аэродрома все же долетел.

Согласно оперативным сводкам штаба ВВС Брянского фронта три звена 237- го шап 60-й сад 30 августа последовательными ударами одиночных самолетов уничтожили и повредили до 20 автомашин с грузами и пехотой на дороге Крупец-Липовка, до 45 машин - на дороге Луговец-Мглин, подожгли до 20 автомашин на дороге Разрытое-Мглин, а на дороге Рославль-Липовка штурмовикам удалось повредить 3 танка. От огня МЗА, которая сильно прикрывала мотомехколонны, полк потерял 4 экипажа из боевого вылета не вернулось звено в составе комзвена ст. л-та Азарен- ко, мл. л-та Извекова и мл. л-та Маяко- ва, не вернулся на свой аэродром и старшина Денисенко.
245-й шап 11-й сад ВВС 13-й армии пятью экипажами атаковал танковую колонну в районе Темная, Любовна. Прямыми попаданиями PC и АЖ-2 было уничтожено 4 танка и 5 автомашин. С боевого задания не вернулись два экипажа…
Довольно высокой эффективностью в этот день и, к сожалению, потерями, отличился удар 9 Ил-2 217-го шап 1-й РАГ по скоплению танков и мотопехоты в районе Оболонь, Гавриловка, Будище и севернее Короп по левому берегу р.Десна, нанесенный экипажами в 19.00. Удар наносился с высоты 50 м. Экипажами отмечались прямые попадания по 3-4 танкам и 2 зенитным точкам, прикрывавшим переправу через р.Десна севернее Короп. 5 Ил-2 получили повреждения от прямых попаданий снарядов малокалиберной зенитной артиллерии, с-т Попов на поврежденном "Иле" сел на вынужденную в 25 км севернее Ромны. Все штурмовики требовали полевого ремонта.

Ну и напоследок приведу  интереснейший в свете нашего разбора факт, который нашел уважаемый iam-krasnoyarsk :

24 июля 1941 года в 7.40 "...звено Ил-2 атаковало танковую колонну на юго-западной окраине Духовщины. Наблюдались прямые попадания. Один Ил-2 при возвращении от цели на своей территории был подбит танком КВ. Перебиты масто и бензосистемы, мотор заклинился и загорелся, летчик выпрыгнул с парашютом".
Т.е. Зенитный пулемет ДТ, штатно стоящий на каждом третьем КВ, оказался достаточно эффективным оружием чтобы поразить "летающий танк" в маслосистему, что вызвало потерю машины. А немецкие аналоги винтовочного калибра превосходили ДТ по реальной и технической скорострельности, имея как минимум такую же бронепробиваемость....

Тем не менее липовые отчеты о якобы крайне высокой эффективности Ил-2 породили знаменитый и известный всем призыв похоже главного "крестного отца" этой машины, на которого потом благодарный Ильюшин не преминул, оправдываясь, вылить грязи, ложно обвинив того в том, что он лично заставил гениального конструктора убрать стрелка....




Ну и завершая эту часть разбора хотелось бы кратко высказать некоторые свои мысли:
1) Бронезащита машины на момент ее разработки, т.е. 1938-39 гг, видится эффективной в свете ПВО какой-нибудь мелкой даже не второразрядной, а третьеразрядной страны, 20-мм зенитные автоматы, свои или импортные, и/или крупнокалиберные зенитные пулеметы в самом конце 30-х появились даже у отнюдь не ведущих европейских стран типа Голландии,  Финляндии, Дании, Болгарии и Румынии. Хорошо бы она смотрелась в небе Афганистана, Ирана, Ирака, Кашгара. Ну, а из крупных  стран единственное государство, не имеющее зенитных артавтоматов и крупнокалиберных пулеметов (ДК не в счет) ни в серии, ни даже в ближайшей перспективе и у которого основу ПВО составляли счетверенные Максимы - это собственно СССР....
2) Машина с более толстым, но продуманным очаговым бронированием могла оказаться гораздо полезнее, имея гораздо большую полезную нагрузку, которую в нашем случае "съела" во многом нерациональная броня.... Нести больше ракет, бомб, более мощные и тяжелые пушки и т.д. Что-то типа дальнейшего развития в эту сторону Су-2 и аналогов....
3) Двигатель АМ-38 конструкции Микулина, который эта машина практически "монополизировала", был такой же тупиковой веткой развития, как и она сама..... Мотор воздушного охлаждения считался практически обязательным для машин подобного класса, и в этом плане Ил-2 также несомненно "уникум".....

В следующей части поговорим о мировом опыте в этой области - какие ударные машины были у противников и союзников, и об Ил-10....

технологии, авиация, История

Previous post Next post
Up