Оригинал взят у
elenaleo99 в
Медиация в школах Германии - зачем ее хотят ввести в России? Что такое медиация? Что за новое явление, которое хотят внедрить в российских школах? Кто такие психологи-медиаторы?
Высшая школа экономики лукавит, утверждая, что
"Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:
сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных"
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407 Для меня лично эта тема совсем не нова, ведь я с семьей жила 15 лет в Мюнхене, Германия и наблюдала процесс, так сказать, изнутри.
В школе, где училась моя старшая дочь конфликты начались уже с 1-го класса и никак не разрешались преподавателем, поскольку прав таких у него уже нет. Сначала она обращалась на многочисленных собраниях к родителям с просьбой повлиять на своих детей. Она фактически перекладывала воспитательную функцию школы на них. Но как бы родители дома не разговаривали со своими чадами, в школе дети вели себя иначе. В какой-то момент одна девочка Лиза из довольно приличной семьи образовала группку одноклассниц, которые выбрали себе в жертву девочку Полину и тиранили ее. Полина постепенно скатилась на "тройки", отказывалась ходить в школу. Пострадали еще несколько девочек. Родители Полины стали поднимать шум, собрали экстренное родительское собрание, сделали внушение маме девочки-тиранки. Но безуспешно. Тирания продолжалась. Поскольку в немецкой школе не опираются на этические понятия, не читают соответствующей воспитательной литературы и не объясняют, что "трое на одного - это подло", дети ведут себя, как маленькие волчата в коллективе. Кстати, самая основная проблема для работодателей в Германии - это заставить или научить сотрудников работать в команде. Так называемый team building. И после этого опыта в школе мне стало понятно, почему. Ведь если с детства не прививать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, в условиях конкуренции люди становятся еще больше недоброжелательными друг к другу.
После того, как внушения родителей не помогли, директор школы предложила пригласить специалиста-медиатора, которого они назвали "психолог". Женщина-психолог вызывала детей по одному, расспрашивала их, никто не знает о чем точно, создала свою картину. Потом поиграла с детьми в психологические игры с целью научить их бесконфликтно взаимодействовать. Занималась она этим около 2-х недель, получила от школы отличный гонорар и ушла. А конфликты продолжились. Девочка Полина с горем пополам доучилась школьный год и перевелась в другую школу.
Аналогичная ситуация произошла с дочерью моей знакомой из Украины. Ее дочь, полную и добрую девочку, стала тиранить старшая девочка в компании еще двух подхалимок. Ребенок плакал, не хотел идти в школу. Мама попыталась вступиться, но школа запретила ей всякие контакты с хулиганкой под предлогом, что конфликт будет решен самой школой и будет вызван психолог. Психолог несколько недель работал с хулиганкой, применял всевозможные методы воздействия. Однако, тирания не прекращалась. После 4-х месяцев таких экспериментов, школа порекомендовала моей знакомой перевести свою дочь в другую школу. Удивительно то, что девочка-хулиганка в школе осталась, с ней справиться не удалось. Ведь у девочки-хулиганки тоже есть права, которые надо защищать! А ей все эти психологические игры были веселы и смешны, ее целью как раз и было вызвать резонанс, чтобы все ею занимались. Она демонстративно обзывала учителей перед другими учениками, ходила гоголем по всей школе и запугивала других в туалете.
Не редки ситуации, когда подключается служба опеки, которую информирует психолог. Она активно вмешивается и зачастую вместо помощи пострадавшая сторона получает еще большие проблемы с проверками и контролем соблюдения прав ребенка в семье.
Зачем служба медиации в России? Почему ее сторонники утверждают, что этот механизм является эффективным на Западе? И почему России нужно слепо копировать все то, что есть на Западе? А ведь как раз в советской школе было уважение к учителям, взаимопомощь и крепкая дружба между учениками. Зачем же изобретать велосипед, когда у нас были необходимые механизмы? Нужно их вернуть!Воспитание добром по Сухомлинскому и Макаренко, формирование сплоченного классного и школьного коллектива, возвращение уважения к учителю - вот что является действенными упреждающими мерами против конфликтов в школе.