А ведь это всё - я про и "игру", и про реакцию - уже было.
Только наоборот, в другой стране.
СССР называлась.
"
Привет, я твой куратор из игры Красный Кит. Смотри, вот твои задания:
1. Вовремя ложиться спать.
2. Делать по утрам зарядку.
3. Получать хорошие оценки.
"
и так далее.
Всё это облекалось в формы страшных и жутких октябрятских конкурсов внутри звёздочек, пионерских принципов и прочего. Энергия детского поиска неизведанного и интересного получала направленный выход - и кто-то начинал заниматься спортивным ориентированием, все умели разводить костры и каждый знал, что чистить зубы и мыть руки - это хорошо.
И им было интересно.
Правда, после наложения на это всё заклятия "Стремление к Успешному Успеху" и сопутствующих ритуалов "Свободы", всё извратилось к "твоё задание - сфоткай жопу и прыгни с крыши".
Это, кстати, естественное следствие той системы отношений "родитель-ребёнок", которая культивируется в "свободном обществе" с целью воспитания податливых и управляемых (их в шутку называют "динамичными и гибкими", что по сути одно и то же) юнитов. В манерно-прикольненькой подаче, ритмично нажимая на больные для любого подростка точки типа "ты не такой как все, просто родакам и Системе надо, чтобы ты был обычным, но мы-то знаем, парень, мы-то понимаем, ты нас слушай, мы свои, мы кореша" и "ну что, нажмёшь на эту ссылку, или побоишься нарушить правила?", и целевым высмеиванием закрывая пути и возможности к развитию.
"Ахаха, учишься, больно умным хочешь стать - а ведь все успешные люди плохо учились в школе, вот тебе ссылочки, почитай. Ахаха, моешься и причёсываешься - а вот Тесла не мылся и ходил грязным, и он гений, и все учёные всегда такие, поэтому это для дураков. Ахаха, спортом занимаешься, а смысла нет, все равно всё дело в генетике и просто дорогих таблетках, от тебя ничегошеньки не зависит, просто повезёт или не повезёт."
Всё это - коллективный "синий кит", который просто в финале своего развития привёл к тому, что то, что происходило подспудно - т.е. загон в угол - выползло на поверхность в виде явно прописываемых приказов, которые выполняют-то не потому что кто-то заставляет, а потому что приказы эти созвучны с тем, к чему подсознательно приходят сами.
Не дали детям социальные мини-лесенки вида "учишься на пятёрки - умный и хороший", а дали 150 цветных журналов с клоунами и запредельной бесцельностью - ну, дети покопировали, потупили, и начали срываться. Цели-то нет, осмысленность действий же должна возрастать, энтропия должна снижаться - а всё наоборот. Для увеличения сбыта и удешевления маркетинга стали максимально затягивать период инфантильности - а как-то забыли, что у детей, помимо всяких хороших и правильных порывов, ещё есть чисто детская жестокость. К себе тоже. С домножением на "а вот я умру, и вокруг все будут раскаиваться, и я такой встаю и ахаха как же вы ошибались" - тоже чисто детская черта.
В этот раз Гамельнский крысолов не пришёл в город - он доступен через браузер. Да и дудочка, что скрывать, солидно подросла в качестве.
У Стругацких, в "Гадких Лебедях", одна из центральных линий сюжета - это немолодой и пьющий писатель Виктор и местные дети-вундеркинды, общающиеся со сверхразумными странными пришельцами. Конфликт очевиден - старое и новое, тем более новое - с мудрым, безмерно более мудрым, чем родители, наставником. Не дающим, если верно цитирую, "уродовать детей по своему образу и подобию".
Можно удивляться, но повесть вышла пророческой. Только вот оказалось всё сложнее - пришельцы оказались не сверхразумными, а сверхимитирующими разум. И дети, под их чутким руководством, зашли в тупик, и пьющий писатель Виктор слушает их неуклюжее "я не хочу учиться, я хочу скачать скрипт, торгующий за меня на бирже!" и "дидываивали, да-да-да" и думает - "ну а что, может так и надо? может они так на ощупь ищут из этой бессмысленной абстрактной свободы выход - опираясь об кочки несвободы? им дали эту свободу и вседозволенность, они поиграли, а она скучная - а они всё вокруг уже высмеять успели, и опереться не обо что - а тут приходит невидимый Глас и говорит - давай, выполняй по порядку пункты, или слабо?". Ну и наливает, конечно же. А что делать - он не знает.
Культура индуцированного суицида - так же, как и эвтаназия - это "новые приобретения", плавно вводящиеся в общественное сознание как "плохо, но увы, бывает, а что делать". И достаточно успешно.
Лечить следствие, путём "давайте найдём всех анонов, кто подначивает наших скучающих и тупых детей на суицид" - уже реакционная стратегия; нужна профилактическая.
И явно противоречащая "современным продвинутым методам педагогики", с восторгом принимаемым сообществом "динамичных современных родителей" и состоящих вкратце из "надо ничего не делать, пусть само сидит с планшетом, умнеет и иногда ест". Всё это посыпается густым слоем сказок "в нормальных-то странах и Финляндии уже давно так, и всё шикарно", и в общем-то устраивает все стороны.
Просто так всё один к одному сходится, что "суперсвобода -> нулевой контроль и принуждение -> бесцельность -> краткосрочные вспышки-увлечения -> не помогает, всё более охватывающая скука -> тяжёлая депрессия -> поиск чего-то секретно-запрещённо-захватывающего-требующего-действий -> синий кит" - это дорожка, созданная именно в таком формате.
"Привет, я твой куратор из игры Красный Кит. Вот твоё первое задание - задумайся, а что из того, что ты делаешь, тебе интересно?"
©