Оригинал взят у
ak_12 в
Ну что там у МиГ-35?На прошлой неделе состоялась официальная презентация многофункционального истребителя поколения 4++ МиГ-35, который, как заявил во время презентации главком ВКС России генерал-полковник В.Н. Бондаев, придёт на смену истребителю МиГ-29 и будет закуплен для ВКС в количестве
порядка 170 самолётов.
Возможно на фото запечатлён тот самым момент когда генерал-полковник Бондарев говорит о будущей полной замене в составе ВКС России парка истребителей МиГ-29 на истребители МиГ-35
Я честного говоря предпочёл бы, что б на презентации выступил командующий авиацией ВМФ России генерал-майор И.С. Кожин, а позади него стоял палубный МиГ-35 со сложенным крылом. Особенно в свете недавно объявленного индийского тендера на закупку 57 палубных многоцелевых истребителей Multi-Role Carrier Borne Fighters (MRCBF). На текст международного запроса о предоставлении информации по этому тендеру кстати можно взглянуть по
ссылке.
Однако "маемо шо маемо", выступившего генерал-полковника Бондарева, и его обещание полностью поменять в составе ВКС России истребители МиГ-29 на истребители МиГ-35 (а так же отечественные
надежды на перезапуск другого индийского тендера Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA), из состава участников которого МиГ-35 выбыл в 2011 году).
Кстати представленная выше фотография ни у кого не вызывала когнитивного диссонанса? Лично у меня вызвала. На презентации был представлен истребитель с шестью(!) ракетами "воздух-воздух" малой дальности, двумя ракетами "воздух-воздух" средней дальности, и подвешенной контейнерной оптико-электронной системой обзора нижней полусферы ОЛС-К, предназначенной для обнаружения наземных (надводных) целей, захвата их на автосопровождение, дальнометрирования и подсвета для применения оружия с лазерной системой наведения, к примеру для применения корректируемых авиабомб КАБ-500Л. Не знаю, может быть это был тонкий намёк, на то что уже отработано применение отечественных РВВ-МД по наземным (надводным) целям. Как думаете? :)
В каждой шутке есть доля шутки. ВВС Норвегии к примеру с успехом занимаются отработкой возможного боевого применения УР "воздух-воздух" малой дальности IRST-T по наземным (надводным) целям (
Ссылка 1,
Ссылка 2).
Что ж, полагаю поиски глубокого смысла в том что именно наблюдалось на узлах подвески МиГ-35 в ходе официальной презентации можно завершить и перейти к оценке БРЭО новейшего истребителя. Собственно представленный МиГ-35 отличается от МиГ-29М прежде всего заявленным составом БРЭО. Хотелось бы найти ещё что нибудь, к примеру на МАКС-2011 выставлялся макет МиГ-35Д с 11 узлами для подвески, вооружения:
Но на реальном самолёте мы этого не увидели.
И так, БРЭО. Начну пожалуй с подвесных контейнеров. Кроме уже упомянутой контейнерной станции обзора нижней полусферы ОЛС-К, для истребителей семейства МиГ-29 и МиГ-35 разработана малогабаритная контейнерная станция активных помех МСП-418К. Больше всего информации об МСП-418К можно по моему получить из этой видеопрезентации:
Click to view
Из видео кстати понятно что МСП-418К уступает более габаритной контейнерной станции активных помех МСП-410 "Омуль" созданной для самолётов "ОКБ Сухого". Уступает в частности по зоне прикрытия помехами ±45 градусов по азимуту в передней и задней полусферах, против ±60 градусов по азимуту у МСП-410 "Омуль".
Величина зоны прикрытия помехами по азимуту чрезвычайно важна в связи с неоднократно упомянутым мной (к примеру
здесь,
здесь и
здесь) приёмом отворота на ортогональный курс в воздушном бою на средней дистанции.
Процитирую как описывает этот маневр Михаил Никольский в статье "Су-30МКИ на международных учениях" (журнал "Авиация и космонавтика" № 1, 2017, стр. 48):
"В начале "нулевых" годов на тренажерах фирмы "Боинг" в Сент-Луисе моделировались воздушные бои Су-30МКИ и F-15C. Небольшая заметка об этих имитациях была опубликована журналом "Aviation Week and Space Technology" 24 мая 2002 г.:
Аналитики ВВС США уверены, что американская аппаратура РЭБ достаточно эффективна для подавления радиолокационных ГСН УР "воздух-воздух" (сегодня к слову они в этом не так уверены. К примеру:
"С 2013 года приостановлено финансирование программы модернизации системы РЭП AN/ALQ-131, что подразумевает возможное оснащение самолетов другой системой..."). Проблему для F-15 представляет пуск второй ракеты.
Сценарий, в котором Су-30 всегда побеждал F-15, заключался в пуске Сухим ракеты (типа AA-12 Adder, Р-77) с большой дальности с последующим уходом в мёртвую зону РЛС, установленной на F-15. Уход в зону, где доплеровская РЛС неэффективна, выполняется резким разворотом со снижением под приближающийся F-15. При этом поступательная скорость Су-30 уменьшается почти до нуля. Такой тактический маневр используется уже добрых 20 лет, но маневренность русского истребителя, его способность быстро терять и набирать скорость, позволяют выполнять данный прием с гораздо большей, нежели ранее, эффективностью.
Если маневр выполняется корректно, Су-30 становится невидимым для доплеровской РЛС истребителя F-15 до тех пор, пока последний не окажется в пределах досягаемости УР AA-11 (Р-73) с ИК ГСН. ... Су-30, занимая позицию ниже F-15, далее использует пассивные системы для захвата американского истребителя на фоне неба, без каких либо помех от подстилающей поверхности. Русский истребитель производит пуск второй ракеты и с разгоном выходит из атаки.
Данный приём при моделировании срабатывал всякий раз.
В 2008 г. специалисты фирмы "Боинг" моделировали на тренажерах воздушные бои Су-30МКИ с F-35. Результат получился не сильно обнадеживающим для американского истребителя 5-го поколения."
В цитате описан отворот на ортогональный курс со снижением и потерей возможности сопровождения БРЛС "Барс" истребителя Су-30МКИ воздушной цели, соответственно с потерей возможности передачи команд коррекции на запущенную в эту цель "первую" ракету средней дальности, ведь суммарная (механическое + электронное сканирование) зона обзора БРЛС "Барс" по азимуту не более ±80 градусов по азимуту.
БРЛС "Ирбис" истребителя Су-35С сегодня позволяет выполнить активный отворот со снижением на ортогональный курс, с сохранением воздушной цели в зоне обзора БРЛС, и как следствие, с сохранением возможности передачи команд коррекции на запущенную в эту цель ракету (ракеты) "воздух-воздух" средней дальности. Такая возможность есть потому что суммарная зона обзора БРЛС "Ирбис" ±120 градусов по азимуту:
На сегодня Су-35С - единственный в мире истребитель способный применять данный тактический приём.
Радиолокационные комплексы ещё трех истребителей, после принятия тех на вооружение, позволят использовать данный тактический приём - самолёта Т-50 создаваемого по программе ПАК-ФА (бортовые АФАР X-диапазона), и шведского истребителя JAS-39E/F Gripen увеличение до ±100 градусов по азимуту зоны обзора АФАР 215 кг БРЛС Raven ES-05 которого обеспечено с помощью вращения на подвесе:
Ссылка
на страницу разработчика БРЛС Raven ES-05.
И модернизированного истребителя Eurofighter Typhoon - зону обзора БРЛС ±100 градусов по азимуту на котором обещают обеспечить за счёт установки АФАР:
Click to view
А что же БРЛС МиГ-35?
Хотя в последнем варианте АФАР, применённом на БРЛС "Жук-АМЭ" и впервые продемонстрированном в 2016 году, массу антенны удалось снизить до 100 килограммов:
Жук-АМЭ на выставке Airshow China 2016. Фото Николая Новичкова © Jane Defense журнал
Я лично ничего не слышал о том, чтобы конструкторы "РСК "МиГ" собирались поставить новую АФАР на вращающийся подвес, или подвес с механическим доворотом по углу места и азимуту. Следовательно перспективная БРЛС с АФАР самолёта МиГ-35 не сможет обеспечить выполнение маневра отворота на ортогональный курс с сохранением цели в зоне обзора РЛС.
В остальном же новая БРЛС, в АФАР которой применены планарные приёмо-передающие модули (ППМ) с использованием технологии LTCC-керамики, имеет отличные для БРЛС лёгкого/среднего истребителя характеристики, как по массе, так и видимо, по излучаемой мощности, а следовательно и дальности обнаружения воздушных целей:
"В результате концентрации всех технологических достоинств в АФАР характеристики радара улучшены примерно на 50%. Общая масса новой БРЛС составляет порядка 100 кг. И если сегодня дальность действия работы по целям МиГ-29 составляет 180 км, то новый "Жук" позволяет увеличить ее до 260 км"
Юрий Гуськов, Генконструктор "Фазотрон-НИИР" Что ж, в своё время МиГ-35 выбыл из состава участников индийского тендера MMRCA на первом его этапе в частности потому что продемонстрировал недостаточную дальность обнаружения целей БРЛС с АФАР - 130 км (по цели с ЭПР 5 м2), вместо ранее заявленных 250 км. Объяснялось это в частности тем что в процессе разработки БРЛС количество ППМ в АФАР пришлось для снижения массы АФАР (и в целом БРЛС, масса которой тогда достигла примерно 520 килограммов) уменьшить с 1148 до 680. Позднее число ППМ в АФАР удалось довести до 1016, удержав массу БРЛС в пределах 280 килограммов, но МиГ тогда из тендера выбыл.
Ещё одна система, о которой стоит упомянуть, оптико-электронная система переднего обзора ОЛС-УЭМ разработки АО "НПК "Системы прецизионного приборостроения". По углу обзора по азимуту (±90 градусов) ОЛС-УЭМ не уступают лишь такие системы истребителей 4-го поколения, как OSF французского истребителя Rafale и отечественная ОЛС-35 самолёта Су-35С. Аналогичные системы других истребителей 4-го поколения, PIRATE самолёта Eurofighter Typhoon (±70 градусов по азимуту), Skyward G самолёта JAS-39E/F (±80 градусов по азимуту) по зонам обзора ОЛС-УЭМ уступают. Однако все перечисленные оптико-электронные станции работают в длинноволновом (8-10 мкм, 8-12 мкм) ИК диапазоне, что обеспечивает для них бОльшую дальность обнаружения воздушных целей, особенно дозвуковых, и при работе в лёгкой облачности (в плотной облачности практически до нуля падает дальность обнаружения всех оптико-локационных станций). В длинноволновом ИК диапазоне работает один из каналов ОЛС-50М перспективного отечественного истребителя Т-50, создаваемого в рамках программы ПАК ФА. Что примечательно, система EOTS американского истребителя F-35, так же как и отечественные ОЛС-УЭМ и ОЛС-35, не имеет канала работающего в длинноволновом ИК диапазоне. По этому под дальности обнаружения воздушных целей 90 килограммовая EOTS уступает европейским OSF и PIRATE, работающем в средне- и длинноволновом ИК диапазонах, и даже лёгкой (менее 40 килограммов) Skyward G, работающей только длинноволновом ИК диапазоне.
Подведу кратенький итог. Если бы МиГ-35/МиГ-35Д создавались как палубные истребители, развитие истребителей МиГ-29К/КУБ, то по совокупности лётно-технических характеристик и характеристик БРЭО, особенно в случае их оснащения ТРДДФ с ОВТ, эти самолёты превзошли бы все состоящие на вооружении современные палубные истребители, и думаю, представляли бы серьёзную угрозу так же для перспективных палубных ударных истребителей F-35C/F-35B. Как сухопутные машины МиГ-35/МиГ-35Д на мой взгляд уступят по своим эффективности в воздушном бою не только тяжелому Су-35С, но и перспективному шведскому лёгкому истребителю JAS-39E/F, а так же среднему Eurofighter Typhoon (после модернизации БРЛС последнего), в особенности если учесть что и JAS-39E/F и Typhoon получат на вооружение ракеты "воздух-воздух" Meteor c ПВРД.
Для того чтобы полностью исправить ситуацию необходимо обеспечить механический доворот АФАР БРЛС МиГ-35 для обеспечения зоны обзора РЛС по азимуту не уступающей таковой у БРЛС "Ирбис" истребителя Су-35С, увеличить по азимуту зоны прикрытия помехами у контейнерных станций помех МСП-418К, разработать авиационное пусковые устройства (АПУ) позволяющее подвешивать сразу две ракеты "воздух-воздух" средней/малой дальности на один узел подвески, и конечно же (это касается любого отечественного истребителя) для замены ракеты РВВ-СД нужна ракета с ПВРД, не уступающая по размеру гарантированной зоны возможных пусков (в англоязычной терминологии: NEZ - No Escape Zone) европейской ракете "воздух-воздух" Meteor.
Спасибо за внимание!