(контр)инициативное

Jan 17, 2016 21:00

Оригинал взят у arhipolemos в (контр)инициативное
- про (contra) инновационно-коммерциализаторское



15 января, 11:46
Греф предлагает радикально изменить модель образования в РоссииМОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что модель образования в России нуждается в радикальном изменении. Об этом он заявил на Гайдаровском форуме-2016, организованном РАНХиГС и Институтом Гайдара.
"Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Вся модель образования должна быть радикально изменена", - заявил Греф. По его мнению, делать это нужно было еще вчера. "Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний", - сказал Греф.Подробнее
Дальше, там говорится об "утечке мозгов" как о "самом страшном экспорте"; а т.ж. о "конце нефтяного века". Очевидно, это фигурирует в речи как те вызовы, ответом на которые является требование "радикально изменить" систему "напихивания в детей огромного количества знаний".
Не поддаваясь эмоциональному тону, присутствующему в этих лексических формах, коротко отметим, что здесь не такпо сути.
Во-первых, что касается "воспроизводить старую советскую систему образования". Если эта система, в её бытность, воспроизводила традиционную российскую систему, то на протяжении всего постсоветского периода воспроизводилась перманентная реформа этой системы, по сути, уничтожающая и советские достижения, и самые традиционные корни.
Поэтому, во-вторых, то, что система образования "абсолютно негодная", говорит не столько о советской системе образования, сколько о последствиях её анти-советски ориентированного уничтожения.
В-третьих, что касается "мы пытаемся воспроизводить" всё это, тут надо конкретнее определиться с этим самым "мы".
Есть коллективный субъект, олицетворяемый, собственно, данным докладчиком и другими участниками "Гайдаровского форума-2016". Этот субъект воспроизводит вышеозначенные перманентные реформы, как в сфере образования, так и во всем спектре традиционных соц.институтов. Главным образом, усилия концентрируются на экономике. И, по меркам своего представления об "эффективности" экономической системы, данный коллективный субъект стремится отформатировать под неё все остальные институциональные системы и модели их функционирования. И вот, в результате получается, что, модель образования "ни к чёрту", - причём, "вся", "от детских садов до вузов", - и потому "должна быть радикально изменена".
Часто возникающие по поводу такого рода деятельности пред(по)ложения, что, может, эффективнее было бы столь же радикальным образом изменить состав правительства РФ, такие пред(по)ложения, зачастую же, парируются в том смысле, что, дескать, "на переправе коней не меняют". Ну, здесь не будем о том, что, признавая резонность таких замечаний, можно было бы столь же резонно заметить в том смысле, что, когда и если речь о конях, то, да, но это именно что вот так, строго - когда и если. Ведь кони - это про _ехать_, то есть, про обеспечение функционирования и развития соц.институтов в соответствие с их традиционным назначением - для народа, которому, в конце концов, эти институты исторически принадлежат. А тут, глядя на результаты деятельности этого самого элитного "мы" и, особенно, на озвучивание его представителями определенных проектных намерений, очевидно, надо говорить о каких угодно животных, но не о конях.
Так вот, об очевидно этом не будем... пока, до поры. Гораздо важнее то, что касается макро-коллективного _мы_, которым является народ.
Именно, народ как _субъект-собственник_ традиционных соц.институтов, соответственно, производитель и получатель тех благ, которые обретаются посредством этих институтов. И, конкретнее, что касается современного российского общества, представляющего это макроколлективное _мы_ на текущем историческом этапе. Важно заметить нечто принципиальное по части отношения этого общества ко всем этим производительным силам. Как к соц.институциональным "повозкам", так и к возможности впрягать в них "коней".
Вот, конкретно, по поводу образования. Тоже проектные намерения, но уже выражающие общественную инициативу. То, что было сказано С.Е.Кургиняном в его речи на закрытии II съезда Родительского Всероссийского Сопротивления (см. фрагмент в блоге).
... Теперь о некоторых мелочах. Нам говорят, что образование - это услуга. Мы это отрицаем, мы говорим, что это не так, мы говорим, что это полная ложь. Но, если они нам бросают этот вызов, то мы отвечаем и по-другому. О’кей, это услуга. Тогда отдайте деньги, а мы решим, у кого ее купить. Мы будем определять, в какой школе мы покупаем услугу, потому что самое странное, что бывает в мире, - это услуга, которую почему-то мне должны навязать в виде каких-то типов школ. Либо это услуга, и, извините, - тогда демократия услуг должна доходить до конца: каждый член общества должен получить соответствующее количество денег из бюджета на образование своего ребенка, и он лично наймет ту школу, которую он захочет. Тогда это услуга. И дальше я вам скажу, что будет: 90 % населения России наймут советских учителей под советскую школу.
Дебилизация России не пройдет!
Выступление лидера движения «Суть времени»
С. Кургиняна на закрытии II съезда РВС

(Суть времени. № 136 от 15 июля 2015 г.).
Это о тактических "мелочах". К слову о том, какую воспроизводить систему образования. И какие задействовать механизмы - из тех, что предлагаются "реформаторами".
Но вот, ещё о том, какая стратегия здесь востребована. Точнее, контр-стратегия. Если тактические шаги могут подразумевать определенный такт в работе с враждебной механикой, то стратегия востребует принципиально контр-альтернативных ходов.
Далее, что мы должны делать. Понимаете? - если мы не найдем эти щели [в аргументации противников], не привлечем на свою сторону самых разных людей, не создадим соответствующий пул, то, например, мы не сможем собрать съезд учителей. Вы понимаете, почему? Потому что я не буду, не зная ответа [государства], подставлять учителей, которые зависят от государства, под какую-то конфронтацию, после которой у них начнутся разборки на местах. Сначала - пул. Утром пул - вечером съезд. Вечером пул - утром съезд. Но сначала - пул людей, которые смогут гарантировать успех этого учительского съезда, а потом - два типа давления (родителей и учителей) на Министерство образования и на все деструктивные силы. Два типа давления и прямой диалог с властью с объяснением, что либо мы действительно повернем образование - либо майдан неизбежен. И в этом смысле, извините, у нас сейчас такой момент, как никогда. Это не шантаж майданом, это правда, правда о ситуации. И в этом смысле мы прекрасно понимаем, что разумная, сильная программа найдет отклик, но поймите (и вы это знаете) - они бойкие ребята, наши противники, они хорошо, бойко разговаривают, и не может быть так, что вы шлифанете всё, что мы делаем, до такой степени, что эта их бойкость заглохнет. Потому что очень много бойкости, очень много напора, - как дважды два четыре вам объяснят, что они-то, на самом деле, и есть радетели за всё что угодно: за наилучшее образование и за всё прочее. Давайте искать ответы, давайте будем современнее, чем они, давайте сделаем это так, чтобы все они оказались в архаике, чтобы все они оказались лузерами образовательного процесса. А не так, чтобы мы кричали: «Боже мой, боже мой, верните нам что-то», а они говорили: «Вот динозавры, вот идиоты, а мир-то как развивается, надо идти вперед». Мы должны двигаться вперед быстрее, чем они, и, опередив их, развернуться и разгромить армию врага и двигаться в светлое будущее.
Там же.
Наконец, к уразумению действительной сути вызовов (к слову об озвученных в материале инфо.повода проблемах "утечки мозгов" в ситуации "конца нефтяного века"), соразмерным ответом на которые являются такой перехват инициативы и стратегически-форсирование выдвижение контр-инициатив.
Когда-то отец мне говорил (он заведовал кафедрой, потом ушел в 80 лет с заведования кафедрой, но преподавать продолжал)... Где-то в 82 [года] я его спрашивал: «Пап, как дела?» - «Да всё хорошо, знаешь, так интеллигентно разговаривают, так всё умно, так тонко и такие серьезные вопросы обсуждаются». Потом делал паузу и говорил: «Только знаешь, Серго, мне всё время кажется, что им было бы еще лучше, если бы студентов вообще не было». Это очень глубокий вопрос. Очень глубокий... я с годами понимаю. Какое-то время назад, много лет уже назад - еще до Шойгу [на посту министра обороны] - встречается моя знакомая с одним высоким чиновником, который говорит: «Мы все расследуем заговор против Сердюкова». Она говорит: «Чей?» - просто с интересом. Отвечает: «Как чей? Армии». Понятно, да? Армии - против министра обороны!
Ну, дальше же можно продолжать... учителей - против Министерства образования, врачей - против Министерства здравоохранения. Это антисистема, это превращенная форма, это раковая мутация систем - когда системы начинают не действовать в интересах того, что они должны обслуживать, а пожирать то, что они обслуживают. И даже не всегда можно понять, они пожирают, потому что они наняты какими-то злыми силами, они пожирают, потому что они прожорливы, они пожирают, потому что они идиоты, они пожирают, потому что они фанатики? Не надо всё это даже разбирать. Этому можно противопоставить только опережающую разумную народную демократию, соединенную с родительским движением, с учителями, включая провинциальных учителей, которые были, есть и будут костяком системы образования в стране.
И с высокими интеллектуалами, занимающимися образованием, с профессорским составом, с учеными. Этими тремя силами надо грамотно надавить, постоянно занимаясь поиском союзников, а не проклятием всех подряд, найти, что нужно, перетянуть на свою сторону. Нанести начальный удар, главный удар и добивающий удар. На это на всё - 10 % успеха: за систему образования будут очень держаться враги России, но у нас есть шансы. Готовы ли мы их использовать, чувствуем ли мы себя в силах, понимаем ли мы, что мы сегодня - не только нас больше, но мы плотнее соединены, мы энергичнее. И у нас хватит ощущения собственной судьбы, для того чтобы двинуться в сторону решения этой задачи.
Там же.
В заключение. Тут всё, на разные лады, констатируют, прогнозируют, выкладывают рекомендации на тему "дальше будет всё хуже и хуже", "затягиваем пояса" и т.д. и т.п. Кто с апокалиптическими нотками, кто с реалистически-деловитым настроем. Но все дружно упирают на пагубную инерцию "тучных нулевых" - в виде привычки жить не по средствам и при этом ни в чём себе не отказывать. Вообще-то, если в целом по стране, то процент вот так жирующих среди населения, наверно, не так уж и велик. Да и не вычислишь этот процент - шифруется народ.
Как бы то ни было, в складывающейся ситуации появляется возможность действительно проникнуться ощущением собственной судьбы. Без всякого пафоса, но в ключе той насущной задачи, которая связана с необходимостью озаботиться системой образования. Той системой, от воспроизводства которой непосредственно зависит воспроизводство человека в обществе и человечности в общественных отношениях. И это вопрос, решение которого не упирается в модели эффективной экономики. Наоборот, существо вопроса как раз в том, чтобы экономические модели были рассмотрены на предмет эффективного обеспечения процесса собирания в душе сокровищ духовных.

Россия, Концептуальная война, развал

Previous post Next post
Up