Оригинал взят у
baci1 в
Культурный герой Возрождения. Чем было волшебство и рыцарство для Ренессанса? "Средневековье ожидало чуда, потому что нет ничего невозможного для бога; Возрождение допускало чудо, именно потому что безоглядно и восторженно утверждало земную реальность. Ибо нет ничего невозможного для человека, и природа - мать всяческого волшебства".
Л.Баткин
Это я все к тому, что мы возвращаемся к теме рыцарства в культуре Возрождения. А в эпохе Возрождения рыцарство изображается прежде всего как история чудесных приключений.
Как уже
отмечалось, это мироощущение возможного волшебства подкреплялось реальностью: географические открытия, открытия научные, выходящие за рамки обычного мышления изобретения Леонардо, невероятные по совершенству творения Микеланджело и многое другое.
Для человека Средневековья рыцарство - это вопрос веры и идеалов. Что-то прочное, почти неизбежное вследствие подключенности к этим идеалам. А для возрожденческого мышления это уже совсем другое - вроде волшебной увлекательной игры, свободно выбранного занятия. Известный исследователь эпохи возрождения Л.Баткин, приводя слова известного философа Франческо де Санктиса, пишет:
"Миф рыцарства был оживлен и преобразован Возрождением, ибо "вызывал интерес не своими идеалами, а свежестью, разнообразием и необычностью происходящих в нем событий". Возрождение оценило в нем не сословные традиции, а - на собственный лад - "свободную инициативу индивида", "так что недаром сюжетные линии называются приключениями, а рыцари - странствующими". Героика "Орландо" - "то, что делает каждого рыцаря свободным человеком, подчинившимся только законам любви и чести, т.е. законам, которые он сам для себя установил".
Напомню, что я
рассматриваю рыцарскую тему Возрождения на примере известнейшей (в свое время) поэмы "Неистовый Орландо" Лудовико Ариосто (1474-1533).
В поэме речь идет
опять о возрожденческом индивиде, обладающем безграничными возможностями, личным свободным выбором и страстным желанием какой-то всеохватности. Марсилио Фичино, один из ведущих мыслителей Возрождения, комментируя "Неистового Орландо", пишет:
"Человек желает побывать всюду... Он измеряет землю и небо, исследует мрачные бездны Тартара. Небо не кажется ему слишком высоким, если употребить слова Гермеса (Трисмегиста), и центр земли не кажется глубоким. Пространственные и временные расстояния не мешают ему достигать всего, где бы это ни находилось и сколько бы времени ни понадобилось. Никакая преграда не затмевает и не мешает его проницательности. Никакие пределы его не удовлетворяют. Он старается повсюду властвовать, повсюду быть превозносимым. И таким образом пытается быть вездесущим как Бог".
Таков ренессансный идеал ничем не ограничиваемой жизнедеятельности. Но как он соотносился с реальностью тех лет, когда писал Ариосто и другие гуманисты? Что он вообще дал? Будем продолжать разбираться.