Ответы на вопросы о докладе "О последствиях вступления в ВТО"
Jul 22, 2012 09:00
После появления на сайте доклада о последствиях вступления в ВТО появилось множество вопросов и просьб об уточнении. Внизу выложены ссылки на документы о присоединении в их официальной английской версии, а также в выверенной нашими переводчиками (но по-прежнему неофициальной) русской версии, я ниже при ответах на вопросы буду ссылаться просто на пункты и/или страницы русской версии. Итак.
1. В том, что касается издержек, рисков и потерь, связанных с тарифным регулированием, мы отчасти проводили собственные расчеты, отчасти пользовались расчетами, предоставленными дружественными ЭТЦ специалистами, отчасти привлекли профессиональных экономистов, входящих в движение «Суть времени». Имена и регалии всех участвовавших в этой работе специалистов я приводить не буду. И потому, что они нам такого разрешения не давали. И потому, что подозреваю, что в сложившейся вокруг вступления в ВТО конфликтной властной и экспертной ситуации - некоторым из тех, кто участвовал в данной работе, могут грозить, скажем так, «неприятности по службе». Что же касается собственно содержания указанной работы, то оно заключалось в следующем. На основе информации, содержащейся в официальных данных Росстата, а также в официальных данных отдельных предприятий по международной (МСФО) или национальной (РСБУ) системе отчетности, выявлялось, каков уровень рентабельности производства в среднем по отраслям, а также по отдельным предприятиям в нынешних условиях, и проводилась оценка того, как изменится рентабельность в рамках ВТО, с учетом новых тарифов и других взятых на себя Россией обязательств. Так выявлялись «критические» крупные предприятия, которые не смогут выдерживать рыночной конкуренции в условиях ВТО, а также отрасли, для которых «обрушение» этих предприятий окажется наиболее болезненным. Далее (опять-таки, по официальным данным отчетности предприятий и Росстата) проводилась оценка того, как снизятся выпуск продукции по отраслям и трудовая занятость на соответствующих «падающих» предприятиях и в соответствующих отраслях, и на этом основании давался оценочный прогноз экономических потерь и отраслевых потерь рабочих мест, связанных со вступлением в ВТО. Полученные оценки в тех случаях, когда это оказывалось возможным, сопоставлялись с оценками, которые давали отраслевые эксперты в своих публикациях, а также в личном общении. Некоторые (не все) результаты этой работы и были приведены в Аналитическом докладе ЭТЦ.
2. В том, что касается обязательств России в сфере услуг (в упомянутом Аналитическом докладе, мы, опять-таки, изложили не все полученные результаты), даю основные ссылки на соответствующие страницы русской версии документов о присоединении России к ВТО. Сразу оговорю, что неспециалисту читать эти документы и сверять по ним достоверность выводов, сделанных нами в Аналитическом докладе, - непросто. Поскольку это специфический экономико-юридический язык, через который надо внимательно «продираться». Но те, кто захотят, - убежден, сумеют это сделать. Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка аудиторских и бухгалтерских услуг: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр. 8-10 Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг в области строительных и связанных с ними инженерных услуг: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр. 27 Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг геологоразведочных и геофизических изысканий: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр.21 Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг по ремонту и обслуживанию оборудования: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр. 21 Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг в области оптовой и розничной торговли: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр. 30-31. Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг в области начального, среднего и высшего образования: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр.34-36. Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг в области медицины, стоматологии и больниц: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр.12-14, стр.52. Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг в области морского транспорта: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр.55-59 Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка услуг в области автодорожных пассажирских и грузовых перевозок, а также в отношении технического обслуживания, ремонта оборудования и вспомогательных услуг для автодорожного транспорта: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, стр. 62-63 Условия допуска на российский финансовый рынок зарубежных банков и страховых компаний: Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО от 16.11.2011: - п.1377, стр.418 - п.1392, стр.422 - п.1392, стр.423 - п.1393, стр.424 - п.1394, стр.424 - п.1395, стр.424 Условия вступления РФ в ВТО в отношении рынка телекоммуникационных услуг: Протокол о присоединении РФ к ВТО, Перечень специфических обязательств РФ по услугам, Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам, стр.24 (оригинал на англ.яз.); - Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО от 16.11.2011: - п.1400, стр.425; - п.1401, стр.426 - Приложение 1 к Перечню специфических обязательств РФ по услугам, стр.69 Если кому-то из особенно дотошных читателей перечисленного выше окажется недостаточно - думаю, что он использует свою дотошность для того, чтобы внимательно проанализировать английскую или русскую версию всего пакета документов о присоединении.
3. В порядке возражений на выводы нашего Аналитического доклада как в данном блоге, так и в письмах на наш адрес нередко ссылаются на доклад Торгово-промышленной палаты РФ, в котором перспективы России в ВТО оцениваются вполне оптимистично (см.www.tpprf.ru/common/upload/WTO_itogi.doc). Хочу заметить, что авторы доклада ТПП несколько лукавят. Они строят свой доклад по классической схеме подмены предмета обсуждения: пишут не о том, какие критические обязательства России приняла, а о том, от каких критических обязательств она сумела отказаться. В частности, авторы доклада ТПП подробно перечисляют, какие адвалорные (в долях от таможенной стоимости товара) импортные пошлины при вступлении России в ВТО окажутся выше или равны нынешним, но не указывают ни того, какие пошлины окажутся ниже нынешних, ни того, к чему это приведет в условиях низкой рентабельности российских производителей, недостаточной конкурентоспособности их товаров и отсутствия дешевых долгосрочных кредитов для модернизации производства. А вот глава Минэкономразвития России Андрей Белоусов честно признал в своем выступлении перед представителями профильных комитетов Госдумы, что прямые потери нашего бюджета от снижения импортных пошлин после присоединения России к ВТО составят в 2013 г. 188 млрд. руб., а в 2014 г. - 257 млрд. рублей (см, например, http://www.rbcdaily.ru/2012/07/20/focus/5629499843...). Однако при этом Белоусов проявил осторожный оптимизм, заявив: «Мы исходим из того, что реальные потери будут существенно меньше вследствие роста торговли и, соответственно, повышения налогооблагаемой базы». По вопросу об импорте свинины и потерях сельхозпроизводителей со ссылками на тот же доклад ТПП: на живых свиней заградительная пошлина отменена, и заодно отменены преференционные цены на горючку для российских сельхозпроизводителей (помощь им, якобы, будет оказываться в общих рамках дотирования сельхозпроизводства). Соответственно, солярка подорожает до рыночной цены, а будет ли это компенсировано дотациями - неизвестно.
4. Нам уже пишут, что где-нибудь в Венесуэле (которая в ВТО) требований приблизить внутренние цены на энергоносители к экспортным ценам не соблюдают, так что в нашем докладе, мол, по этому вопросу какая-то ерунда. Поясняю: те страны, которые вступили в ВТО (или еще ранее, до появления ВТО, в ГАТТ) давно - очень многих дополнительных условий и обязательств на себя не брали (их тогда просто не выдвигали). И потому Катар, Саудовская Аравия, Венесуэла и т.д. приводить внутренние цены на энергоносители к экспортным не обязаны. А Россия сейчас взяла на себя обязательство приводить внутренние цены на энергоносители к экспортным для всех коммерческих потребителей. И можно не сомневаться в том, что вскоре нам выдвинут требование сделать то же самое и в отношении цен на энергоносители для населения.
5. Еще одни регулярно возникающий в нашей переписке вопрос: Украина в ВТО уже несколько лет, и вроде ничего страшного. Во-первых, в наши задачи не входит анализ последствий вступления в ВТО Украины. Во-вторых, национальная экономика - система очень большая и инерционная, и далеко не все последствия проявляются сразу. В-третьих, в украинской прессе есть достаточно публикаций о тех последствиях, которые уже налицо: - резкое падение темпов роста ВВП; - рост внешнего долга; - широкомасштабное вытеснение украинского продовольствия с внутреннего рынка импортом; - разорение множества фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, особенно в западных и центральных областях республики; - нарастающий поток украинских «гастарбайтеров» как на Запад (в основном), так и в Россию. Хотя сразу подчеркну, что брать на себя проверку достоверности этих данных мы не намерены.
6. Иногда задают вопрос о том, почему нельзя выйти из ВТО, или отказаться от самых неприятных условий, которые нам навязали. Отвечаю. В базовом Марракешском Соглашении по ВТО оговорено, что любая страна-член может заявить, что она выходит из Соглашения, и через шесть месяцев полностью снять с себя все принятые обязательства. Если же она после этого захочет вступить в ВТО, она должна ЗАНОВО начать переговоры по условиям вступления со всеми заинтересованными странами-членами ВТО. Отказаться в одностороннем порядке от каких-либо конкретных ранее принятых обязательств возможно только при определенных оговоренных в пакете соглашений условиях. В частности, в соглашении ГАТС, как уже сказано в нашем Аналитическом докладе, прописаны нормы о трехлетнем сроке и о необходимости выплаты компенсаций за утерянную (недополученную) прибыль торговым партнерам (см., например, соглашение ГАТС, пункты XXI и XXIII).
8. Предваряя возможные в будущем вопросы, скажу, что вступать в дальнейшую переписку по тематике нашего Аналитического доклада мы не имеем возможности. На анализ ситуации вокруг ВТО ушло очень много времени и сил, и мы очень существенно «задолжали» по другим направлениям деятельности. Надо наверстывать. С уважением, Юрий Бялый
В целом наши эксперты сверили переводы, оценили их адекватность и признали ее достаточной для понимания сути документов. Хотя есть критика перевода, которая указывает на некорректность некоторых терминов в юридическом смысле: http://stop-vto.ru/2...eprof-perevoda/