Человек вставший на путь саморазвития, обычно проходит через ряд разнообразных практик, которые как правило чередуются от простых к сложным. Суть подобных практик сводится к приобретению того опыта, который в последующих практиках более тонкого плана, будет способствовать как их пониманию так и усвоению. По большому счету, подобный рост души (читай энергетического уровня), чем-то напоминает рост человеческого тела в переходный период от детства к юношеству и последующей зрелости. Следовательно каждый переходный этап сопровождается разного рода побочными эффектами, которые условно можно обозначить как «духовная обкатка». Проще говоря, мы начинаем привыкать к своему новому состоянию, подвергаемся атаке «духовных гормонов» и прочего. Результативность подобных переходов, часто ошибочно принимают за ложные цели духовного развития, которыми так любят козырять разного рода «гуру» для привлечения новых последователей, изъявивших желание перемен в жизни но не знающих как их осуществить.
Собственно именно с такого желания начинаются разного рода мытарства новоявленных учеников, где учитель не только ставит ложные задачи, но и заставляет их выполнять тот вид практик, который занимает как можно больше времени, чтобы тем самым оставить их в своей власти как можно дольше. Расчет тут простой, пока клиент настроен платить его обучают. Как только клиент ушел, на его место всегда найдется новый. Результативность в любом случае имеет место быть, как в случае с обычным ростом тела, когда тебе обещают что в скорости у тебя начнут расти волосы в интересных местах. Но истинная цель саморазвития при таком подходе естественно теряется и это не удивительно. Ведь сама основа термина «саморазвитие», подразумевает самостоятельную работу над собой, а это значит освобождение от внешнего влияния, включая влияние духовного гуру.
Я часто слышу в призывах к саморазвитию возможность приобрести так называемую осознанность. Жаль что лишь немногие ученики понимают что именно обозначает это слово. А обозначает оно следующее
: осознанность - полное осознание личной ответственности за собственные мысли и поступки. Как видите тут нет никакой мистики, и осознанность является не результатом, а естественным проводником всех духовных практик, начиная от простых и заканчивая сложными. Здесь нет никакой мистики, нет никакой тайны. К слову, любая таинственность в учении, это обычный пробел в знаниях, завуалированный красивой завесой тайны. Примером осознанности может служить обычный прием пищи, когда вы точно знаете что едите, с какой целью, какую пользу из этого можно извлечь и какая перспектива подобного употребления вас ждет в будущем. Казалось бы ничего особенного, но одно дело когда вы строго выполняете указания своего гуру в том чем питаться, когда и как, и совершенно другое когда вы самостоятельно усваиваете информацию о том что для чего и как? Начните с простого, изучите процессы обмена веществ, состав пищи, чем полезны те или иные питательные вещества, минералы и витамины. Подобная информация есть везде, было бы желание её изучить. Никакой мистики, тайн и эзотерики. Начните с того что понятно любому из нас и основывается на многолетних научных данных. Тоже самое можно сказать и о гигиене тела, физических нагрузках и прочем. Подобные знания, есть самое начало вашей осознанности, которую в последствии вы научитесь развивать согласно тем практикам, которые используете.
Но гуру, чья цель не научить вас, а заставить вас обращаться к нему вновь и вновь, сразу выливает на вас огромный поток тех знаний и терминов, знать о которых вам попросту рано, ибо ваш уровень развития им не соответствует. Это все равно что ребенку объяснять основы высшей математики. В голове будет лишь каша, а также навык подчинения и безусловной авторитетности любой информации исходящей от гуру. К слову вам никто не гарантирует того, обладает ли ваш гуру истинными знаниями, ибо ваш опыт недостаточен чтобы увидеть «дыры» в его знаниях. Определить уровень мастера можно лишь одним способом - стать мастером самому, но тогда потребность в другом мастере а равно как и интерес к нему пропадут. Все это лишь определенный уровень осознанности, когда ты точно знаешь что делаешь, для чего это нужно и к чему это может привезти. Мало того, уровень мастерства предполагает совершенно иной подход к собственным ошибкам, которые вместо огорчения, начинают вызывать искреннюю радость, ведь они ничто иное как указатели направлений в пути развития. Человек не замечающий ошибок подобен водителю, который не обращает внимание на предупреждающие знаки и едет так как ему хочется.
Если принять за условность что наше тело подобно автомобилю, а душа - водителю управляющему данный авто, то навык вождения и управления своим телом ещё не делает вас опытным водителем. Скажем так, для условий пустыря, где нет других водителей, ваши навыки вполне сгодятся, хотя убиться можно и на пустом месте. Но относительно жизненного пути, не соблюдение правил духовного движения, чревато разного рода неприятностями. Тот кто находится на определенном уровне осознанности, уже понимает что главной причиной своих радостей и бед является он сам. Те кто находятся на нижней ступени осознанности, винят в своих бедах внешние обстоятельства. Гуру - напоминает инструктора по вождению, к которому обращаются по любому пустяку, кроме главных вопросов - куда именно нужно ехать? Ведь все что он может предложить, этот тот маршрут по которому он прошел сам. Радостью исследования новых маршрутов он вас вряд ли «заразит», так как его цель отличается от вашей. А это главный повод задуматься нужен ли вам подобный инструктор вообще? При условии что азы, передвижения по жизненному пути вы закрепили самостоятельно.
Осознанность как инструмент для саморазвития - компонент архиважный. Причем речь идет как о наличии осознанности так и о его отсутствии. Не бойтесь отсутствия осознанности, используете его как маркер ваших пробелов. Любое непонимание рождает вопрос и поиск ответа. Проще всего спросить у гуру, лучше всего найти ответ самому. Причем в поиске этого ответа вас никто не ограничивает, только вы сами. Хотите черпать информацию из религиозных источников, копайте как можно глубже. Философия, наука, социология, психология, практики - все полезно. Чем больше подобных практик в поисках тем выше разборчивость и тем выше ваш собственный информационный иммунитет. Саморазвитие это в первую очередь исследовательская стезя. Любые рамки только замедляют процесс вашей самостоятельной работы над собой и над изучением окружающего мира. Как можно определить информацию об окружающем мире? Одним термином - многослойность. Чем выше ваш уровень личного мастерства, тем тоньше слой познания, и тем шире ваши возможности по саморазвитию и практикам.
Важно понимать что занимаясь саморазвитием вы занимаетесь этим только для себя. Здесь нет и не может быть никаких наград или регалий. Награды нужны лишь тем кто нуждается в чужом одобрении. Мастеру одобрения со стороны ни к чему, он знает свои практики и результаты этих практик лучше чем кто-то другой.
Уровень общения с Богом один из самых высоких, так как он предполагает не менее высокий уровень осознанности, когда ты точно знаешь с кем именно общаешься, как общаться, о чем и какие вопросы стоит задавать. Общение с богом чем-то напоминает интернет где существует исходящий и входящий сигналы. Расшифровка этих сигналов, а равно как и правильность запросов, зависит только от нас. Бог это не диспетчерская служба по духовным вопросам, эту функцию вполне несут на себе разного рода гуру, у которых есть для этого достаточно времени.
При этом достигнув уровня связи, приходит и понимание того что сам сигнал связи с Богом был постоянным, и открыт он для всех. Вопрос лишь в том, чтобы уровень вашего восприятия соответствовал уровню сигнала, собственно что представляет собой работу над собой разного уровня сложности и различных временных затрат. Если понимание отсутствует, ваш уровень общения не соответствует уровню сигнала. Другими словами сигнал то вы ловите, но принимаете его с большими искажениями. Отсюда недопонимание и разного рода побочные эффекты, в том числе и желание поведать всему миру о своей связи, чувство избранности и прочее. При желании продолжать путь личного развития, все эти побочки исчезнут. В противном случае вы рискуете угодить в подобные ловушки надолго и тем самым заморозить все свои результаты, порой на целую жизнь.
Конечно пор всему миру существует множество религиозных традиций и систем обучения связанных с духовных развитием. Особенно в этом смысле сильны азиатские и индуистские школы. У всех них есть стандартные программы обучения и методики закрепленные во многовековой практике. Результат подобных практик будет соответствовать целям самих школ. Ни о каком индивидуальном подходе здесь речи нет и быть не может. И все потому что изначальные цели подобных школ вполне просты и понятны. Им нужны ученики а в последствии обслуживающий монастыри персонал. Который часто в не школ монастырей не приспособлен к жизни. Это все равно что разводить аквариумных рыбок для красоты. Наблюдение за которыми определено рамками самого аквариума, вне стен которого рыбы попросту передохнут. Но путь каждый выбирает сам, а иногда и наоборот. Лично я никогда не испытывал восторга по поводу данной ситуации, но никто и не обещал что религия это сплошь добро, любовь и чистота помыслов. Храмы и монастыри сами себя не обслужат, а прихожанам нужно напоминать о своем существовании, общественным договором - мы жертвуем своей жизнью и благами, вы жертвуете деньгами. А что касательно вопросов просветления, то позиция того же Дзена, мягко говоря удобная к конкретной искусственной среде. Попробуй исповедовать что-то иное, и ученики быстро разбегутся кто куда.
И нас с вами - сторонних зрителей привлекают вовсе не духовные подвиги, ибо восторгаться ими можно лишь понимая к чему они приводят. Другое дело жертвенность, когда ты отказываешь на добровольных началах от того, чем большинство из нас живет. Вот тут понимания куда больше. Понимания, но не осознанности. Причем осознанность со стороны самих монахов, будет узко-направленная. В противном случае, монастырь будет пуст. Увы такова суровая духовная проза монастырской жизни.
Поэтому как не крути а полный уровень саморазвития может иметь место только при полной свободе личных помыслов и действий. Не бойтесь ошибок, используйте различные практики, одни для закрепления новых навыков, другие для возможности сравнить и осознать их необходимость для вас лично. Чем более вы открыты для информации, тем разносторонней ваш взгляд и тем гибче ваше внутреннее мироустройство. Не бойтесь строить свои мир заново, рушить его и возводить, ломать и строить. Важен лишь тот результат который необходим лишь вам и никому более, включая гуру со стороны. Мастер не прекращает своей учебы никогда, она источник его молодости и энергии. Он делает свою жизнь как можно более незаметной для остальных, маскируя практики под обыденность. Мастер ценит свое и чужое время. Все что он делает превращается в медитацию духа, ключевой основой которой является осознанность.
С уважением,
мистер вихлюн