Посещая магазины эзотерического содержания, созданные для того кто привык окружать себя символами, говорящими сами за себя, мы часто можем заметить одну весьма распространенную на востоке скульптурную композицию, состоящую из трех сидящих рядом друг с другом обезьянок. Существует огромное множество толкований, насчет того, что же именно представляют собой данный символ? Какой именно смысл содержится в трёх разных на первый взгляд действиях: «ничего не вижу, не слышу и не говорю?».
Человеческий ум, чем-то напоминает компьютер. Он не проявляется никакой самостоятельности, но готов работать без перерывов при условии что ему ставят определенную задачу. Именно благодаря такой удивительно работоспособности ума, человечество имеет огромное количество печатных трудов, польза которых не многим ценнее потраченных на данные издания труда, энергии и материала. Такой мыслитель, просто научился использовать свой ум в собственных интересах, будь то достижение известности, карьерный рост, или желание подчинить себе как можно больше количество людей. Поэтому я не удивлюсь если кто-то напишет огромную книгу, посвященную раскрытию смысла этих трёх фигурок, искусственно создавая из воображаемой мухи не менее воображаемого слона. Такова особенность человеческого ума.
Написано огромное количество книг, посвященных теме духовного саморазвития, часть из которых содержит в себе истину либо в чистом, либо в сильно разбавленном виде. К сожалению книг в этом мире, больше чем тех кто достиг с их помощью каких либо результатов. Но это вовсе не значит что ценность книг содержащих истину мала. Дело в том что истина, это в первую очередь результат личного опыта, поэтому понимание того или иного гуру и тех истин которые он излагает, связано не с работой ума, а с идентичностью опыта. Именно поэтому практика духовного саморазвития, является серьезным трудом, требующего не менее серьёзных усилий над собой.
Один мудрый человек сказал что истина это ничто иное как предел простоты, будь то простота объяснения или изображения, а также все остальное. Все что окружает нас вокруг, это та же истина, заключенная в гармонии природных элементов. В стремлении познать истину, человечество получило науку. Мы научились понимать природные явления, но сами природные явления при этом не изменились. Изменилось наше понимание истины, которое пришло благодаря желанию и действиям её понять.
Сегодня мы поговорим о довольно важной практике духовного саморазвития - практике осознанных потерь. Осознанные потери в отличии от бессознательных, предполагают такие действия, в результате которых человек не только теряет что-то, но теряет будучи осведомленным о своих потерях наперед. Он не только знает что он должен потерять но и почему. Мудрые люди говорят «Потерявши - плачем», имея в виду как раз тип неосознанных потерь. Жизнь не обходится без потерь априори, она в целом и есть одна сплошная потеря и если выражаться философским языком, мы учимся терять что-то при жизни, чтобы смирится с будущей потерей своего тела. Нам кажется что эта потеря является главной, но это далеко не так. Любая большая потеря, это всего лишь переходный момент, позволяющий нам переступить собственные границы. Если бы мы помнили хотя бы несколько из своих прошлых жизней, то относились бы к самой главной потере, как к чему-то обычному.
Но вернемся к нашим обезьянкам. Обезьяна как символ, представляет собой животное начало человека. Все дело в том что обезьяны, распологая большими возможностями к прогрессу по сравнению с другими животными, предпочитают оставаться в рамках устраивающего их опыта не желая никакого иного прогресса. Некоторые из нас, лишь имеют человеческий статус, по сути оставаясь внутри таками же обезьянами, не желающими менять самих себя и прогрессировать. Все их основные потребности, определены лишь животными инстинктами, а характер который они сформировали согласно личного выбора и опыта, имеет в целом агрессивно-оборонительный характер, заключающийся в уважении более сильных и унижении более слабых.
В трёх указанных выше статуэтках, содержится основной ключ к самым распространенным практикам контролируемых и осознанных потерь. Я лишь расскажу о собственной версии данного символизма. Каждая из фигурок, представляет собой одно из человеческих качеств, которые находятся в плену нашего собственного невежества. Закрытые глаза, обозначают чувственное восприятие окружающего мира, благодаря которому мы познаем мир с помощью собственных чувств. Закрытый рот - означает функцию человеческого мышления, где слова являются лишь побочным продуктом. Закрытые уши - символизируют функцию понимания, которые мы часто игнорируем.
Понять подобную трактовку не сложно, если закрепить личный опыт на соответствующей практике. Для этого всего то необходимо три свободных дня, которые лучше всего провести дома. Практика включает в себя три отдельных ступени осознанных потерь, начиная с самой легкой и заканчивая наиболее трудной.
Первая ступень заключается в том чтобы закрыть свой рот, и в течении суток не проронить ни слова. Иногда, бывают такие дни, когда мы действительно не произносим ни одного слова. Но обычно это бывает лишь потому, что нами руководит случай зависящий прямиком от внешних обстоятельств. Наши друзья и знакомые на день забывают о нас погруженные в свои дела, а мы в свою очередь занимаемся чем-то своим, что не требует никаких разговоров. Именно на основе подобного случайного опыта, мы думаем что это будет легко. Но есть одна большая разница в которой и заключается основная трудность данной практики - осознанность. Когда ты это делаешь с пониманием дела, сразу становится намного тяжелей. Ограничивая себя в разговоре, ты начинаешь ценить не только каждое сказанное тобой слово, но и мысли ставшие его началом. В результате подобной практики, мы начинаем следить за ходом собственных мыслей. Представьте себе какого тем кто не может себе позволить такой роскоши как общение. Им приходится быть довольно изобретательными для того чтобы их поняли правильно, и ведь это касается только элементарных вещей, а ведь существует потребность и в обычном общении, научится ценить которое мы можем лишь потеряв.
Хоть слова и являются продолжением наших мыслей, нередко вместо разума мы пользуемся автоматизмом ума, ставя перед ним ряд задачь. Ум не задается вопросом зачем ему это делать, как компьютер не задается вопросом до каких пределов ему необходимо посчитать ту или иную задачу. Если пределы не установлены человеческим разумом, компьютер будет считать задачу до бесконечности, либо пока не выйдет из строя или не зависнет. Каждый день мы говорим, говорим иногда очень много. Но каков процент наших собственных мыслей в нашей речи? Мы можем ботать без умолку, но пользы от этой болтовни может и не быть вовсе. Если внимательно понаблюдать за поведением обезьян, мы можем заметить что они тоже общаются между собой довольно часто, но от такой частоты, они не становятся умнее. А ведь мы, делая тоже самое, уверенны в обратном.
Самым обобщающим понятием осознанных потерь, является понятие аскезы. Так уж сложилось, что в аскезе несмотря на редкость подобных практик, сложилось множество стереотипных правил и рекомендаций. Многие ограничивают себя в пищи, удовольствиях и т.д., только потому, что этим занимались наиболее авторитетные учителя. Поэтому гонка за просветлением, напоминает поиск черной кошки в черной комнате. Для таких людей просветление это нечто вроде выйгрыша в лотерею. А все практики связанные с ним, это не более чем символическое приобретение лотерейных билетов. Вдруг повезет и ты обретешь то, чего так ждал, но при этом понятия не имеешь что это такое. Поэтому если бы вдруг, просветление имело именно характер случайности, многие обретали бы его согласно теории вероятности, более часто, но при этом не догадываясь о его наличии.
Аскеза это не просто форма самоограничения. Наоборот, это возможность поиска новых ощущений, понимания и опыта. Природа как известно не терпит пустоты, и это понятие относится ко всем видам жизни, включая и духовную сторону. Поэтому ограничивая себя в привычном, мы тем самым открываем для себя нечто новое. Вот почему так важен элемент осознанности во всех подобных практиках. Аскеза это не цель, а всего лишь один из инструментов саморазвития. Если ты не знаешь как им пользоваться, то будешь напоминать обезьяну, у которой в руках оказалась драгоценная скрипка «страдивари». Именно по этой причине, многие аскеты своим серьезным видом и практиками, вызывают естественный смех у наблюдателей. Они могут жить в подобных ограничениях много лет, но при этом не достигая той цели к которой стремятся. А нередко, за неимением результата, просто производят подмену цели, где аскеза становится во главу угла отдельной жизни.
Но вернемся к нашим обезьянкам. Итак, практика номер два - заткните уши берушами так, чтобы не слышать ничего. Так вы останетесь наедине с собственным голосом разума. Вы научитесь прислушиваться к себе и понимать то что вы думаете и воспринимаете. Смотря телевизор с выключенным звуком, вам проще понять ту бессмыслицу, которую чаще всего показывают, что вызовет естественное желание выключить его. Каждый день мы слышим вокруг себя множество звуков на которые не обращаем никакого внимания, включая и человеческую речь. Умение слышать, далеко от умения слушать. Ибо то что мы случаем есть ничто иное как восприятие информации. Информация в свою очередь есть ничто иное как пища для души. Неразборчивость в подобной пищи может привести к разного рода расстройствам, одним из которых является так называемый словесный понос. А ведь из имения слушать можно извлечь максимальную пользу как информационного характера, так и эмоционального, если речь идет о прослушивании качественной музыки. При этом самыми качественными звуками такого плана являются звуки природы, которые мы чаще всего игнорируем и даже раздражаемся. Обострившееся чувство зрения, приведет нас к пониманию что мы видим лишь то, на что обращаем свое внимание. Прямокак из известного анекдота про семью пчел и мух, где главы семейств делились своими впечатлениями о проведенном дне. Также, подобная практика позволит вам понять, чего лишены глухие. Временная потеря позволяет ценить то, к чему мы относимся как к чему-то само-собой разумеющемуся.
И наконец третья, наиболее сложная ступень. При которой вы должны завязать свои глаза, и провести целый день пользуясь лишь слухом и тактильными ощущениями. Именно в этом положении вы поймете насколько важным является данный канал восприятия внешней информации. Кроме того, вы впервые прикоснетесь к миру собственного «я». Подобная вынужденная медитация, позволит вам «взглянуть» на окружающий мир совершенно по другому. Вы начнете вспоминать все самое лучшее, чего лишились пусть и вынужденно. Каждый день мы пользуемся глазами, но не каждый из нас умеет ими пользоваться себе на пользу. Любое восприятие мира может стать для нас непрерывным удовольствием, надо лишь уметь видеть в нём эту красоту. В конце-концов любой наш взгляд упирается в наше собственное сознание. Доказано, что не имея информации о том или ином предмете, мы не замечаем его наличие. Окружающий нас мир, не говоря уже о нашем внутреннем мире, это огромное поле возможностей, мимо которых мы проходим ежедневно, не замечая их, так как не интересуемся ими. Но тот кто ищет, тот всегда найдет, включая и просветление.
Все эти практики не сложные сами по себе, но они обладают возможностью понимания их пользы. Они - стартовая площадка для поиска иных возможностей. Известно что обычная вода, приобретает неповторимый сладчайший вкус в устах жаждущего. Для голодающего любая простая пища будет желанной и т.д. Мы же стараемся идти по иному пути - пытаясь расширить выбор чувственных удовольствий, полагая что именно от его широты зависит наше счастье. Но это не так. Мир - это сплошная любовь нашего единого создателя. Эта любовь доступна каждому, нужно лишь уметь её воспринять, прочистив как следует свое внутреннее и внешнее восприятие, а для этого необходимо практиковать осознанную потерю.
В истории человеческих цивилизаций, существует немало примеров изобретения самых жестоких пыток, приносящих мучимому наибольшее количество страданий. Все это работа ума, способного изобрести все что угодно под заказ. Но самые ужасные пытки, зависят не от выбора палача, а от выбора самой жертвы. Так как, все что требуется от жертвы будучи обездвиженной, это реагировать на боль, вплоть до привыкания, смирения и игнорирования. Но когда выбор жизни зависит от тебя самого, это ещё более мучительно. В древности на востоке, была такая практика. Того кто подвергался самому страшному наказанию, закрывали в большой емкости, поверх которой чуть ниже уровня края поверхности стояла прочная решетка. Емкость наполняли водой до краев, а жертве находящейся под водой и не имеющей возможность высунуть кончик носа, давали тонкую бамбуковую тростинку для дыхания. Дышать было трудно, но можно. Однако в таком положении нужно было находится около суток и у тебя всегда был выбор, утонуть по собственному желанию. Обычно выжившие, отпускались на волю и больше никогда не совершали дурных поступков. Физическая боль обычно заглушает разум, но сила разума под пыткой, обладает большим разрушительным действием. На Востоке об этом хорошо знали, поэтому моральным пыткам отдавали приоритет, включая и знаменитую пытку капающей на голову воды.
Чтобы оценить важность собственного дыхания, попробуйте хотя бы 10 минут, дышать через обыкновенную пластиковую соломинку для сока. И любой первый вдох после неё, покажется вам опьяняющее приятным.
Говорят что друзей чаще всего теряют по двум причинам, когда мы перерастаем их, или когда они морально перерастают нас. Такие потери не только нормальны но и естественны. Нельзя угнаться за кем-то, не прилагая усилий, и нет смысла тянуть кого-то за собой, если тот всячески сопротивляется. Для просветленного каждый является другом, но при этом у него нет никаких дружеских привязанностей вообще. Он научился пользоваться текущим моментом, не ожидания никаких иных реакция и не строя планов на будущее. Все его планы, могут быть связанны только с личными целями, но никак не с другими людьми. Даже просьба научить саморазвитию, упирается исключительно в желание и усилие достичь необходимого состояния, самого ученика.
Известно что легких путей в духовном саморазвитии не бывает. Однако, не бывает и тех путей, которые покрыты завесой тайны. Как только ваши действия и практики, теряют форму осознанности, вы начинаете идти в никуда. Любое обещание гуру достичь просветления, это заведомая ложь. Зачем гуру лгать? Это зависит от того какие цели он преследует относительно вашей личности. Истинный гуру указывает вам путь, а уже от вас зависит как вы по нему пройдете. Если этот путь ложен, то гуру отвечает за него своей кармой, а вы своим невежеством. Практика осознанных потерь, позволяет вам ценить все то что было с вами изначально, то к чему вы так быстро привыкли, то, что возвращает вас к жизнь вновь и делает вас по настоящему живым.
Любое неверное толкование подобных практик, связанно лишь с одним - отсутствием понимания их принадлежности. Отсюда все эти культы по умышленному умерщвлению плоти и т.д. Все это фокус - обычная демонстрация того, чего не хватает на самом деле. Так часто происходит с теми, кто потратив много лет на непонятно чего, решает компенсировать эту потерю демонстрацией минимального результата. Просветление это не медальон и не знак отличия, и даже не религиозный символ - его не повесишь на шею. Просветление это возможность, которой ты пользуешься в собственной жизни. Её нельзя передать о завещанию, продать или подарить. Оно остается с тобой всю жизнь, и что с ним делать решать только тебе.
Неосознанные практики потери, это лишь ещё один повод для гордости, и только. Осознанные потери приводят к приобретению нового опыта, открывая по настоящему твои глаза и настраивая твой слух и речь. В противном случае это всего лишь бесполезная трата энергии, сил и времени.
мистер вихлюн