Почему мы боимся свободы?

Jun 24, 2014 11:56

Один мудрый человек сказал - «нельзя дать другому внешней свободы больше, чем есть у него внутри». Думаю это выражение, как нельзя кстати отражает данной темы.
Часто мы боимся свободы именно потому, потому что понятия не имеем что это такое - свобода. А все неизвестное, обычно пугает нас.

Само понятие свобода, предполагает отсутствие зависимости от чего либо. Сама по себе свобода в чистом дистиллированном виде это лишь понятие, которое к жизни не имеет никакого отношения. Без наличия субъекта, не может быть и наличие свободы, а свобода в свою очередь предполагает акт освобождения от влияния или зависимости со стороны того или иного явления или привычки.

По сути, все мы являемся изначально свободными, когда достигаем возраста, при котором способны принимать самостоятельные решения и обеспечивать себя всем необходимым. Однако, к уже имеющимся с самого рождения потребностям, которые включают потребление и утилизацию пищи, необходимость в воде и воздухе, а также родителях обеспечивающих нам необходимую защиту от возможных угроз, мы можем смело прибавить необходимость адаптации выживания в той среде, в которой мы живем. Причем с возрастом, достигая порога полной самостоятельности и независимости от родительской опеки, мы меняем условия собственной вынужденной зависимости, на зависимость добровольного порядка. Другими словами никто нас не заставляет ходить на работу и общаться с той категорией людей, которая изначально нам не нравится. Однако благодаря условиям изначального проживания в социальном обществе, мы не имеем альтернативы субъективного опыта, и вся наша теоретическая подготовка направленна в сторону социальной интеграции.

Прямой противоположностью данной социальной альтернативы, служат примеры асоциальной адаптации в условиях дикой природы, на основе которых был написан рассказ о «Маугли». В истории было зафиксировано несколько подобных случаев, и любая попытка изменить эту адаптацию в сторону социальной интеграции, заканчивалась гибелью «дикого человека», что только подтверждает вышесказанное утверждение. Но, отсутствие опыта не является особым препятствием для человеческого разума, возможности которого позволяют его приобрести благодаря продолжительной практике. Существует немало примеров того, как жизнь отдельных людей, выделяется из общего числа похожих друг на друга судеб, их необычным и нестандартным содержанием. Причем судьба одних сложилась благодаря стечению определенных обстоятельств (пример Робинзона на необитаемом острове), а других, благодаря их личному желанию познать альтернативную культуру или грань собственных возможностей. Поэтому, жизнь большинства из нас развивается по совершенно разным сценариям.

Главным препятствием развития наших возможностей являемся мы сами и наша привычка к стабильности жизненного положения. Тут нужно четко понимать что между таким понятием как необходимость и привычка, существует принципиальная разница, так как наши привычки во многом обусловлены нашими желаниями. А необходимость в свою очередь, требует своего удовлетворения независимо от того хотим мы её удовлетворять или нет. Разница между необходим остями заключается лишь в сроке их удовлетворения, который в свою очередь обусловлен лишь временными рамками. Скажем без воздуха человек может прожить лишь несколько минут, без воды - несколько дней, без еды чуть больше месяца и т.д.

Привычка в свою очередь является началом той или иной зависимости. А зависимость в свою очередь происходит из двух факторов человеческой психологии - страха и лени. Причем, не каждая привычка может трансформироваться в зависимость, но тут все зависит в основном только от нас самих.
Мы пользуемся привычными приемами и ситуациями для удовлетворения наших желаний разнообразного характера благодаря соответствующему опыту и общественному влиянию на нас. Конечно никто не заставляет нас пользоваться именно одними или другим способом. Но, если возникает альтернатива между уже проверенным и не требующим неизвестного количества усилий или ресурсов способом удовлетворения наших желаний, и поиском нового способа, который в свою очередь предполагает неизвестность результатов и траты неизвестного нам количества ресурсов и времени, то мы чаще всего выбираем первый и уже проверенный вариант. Причем, ещё одним дополнительным фактором влияния на наше решение, является недостаток свободного времени. Чем меньшим количеством свободного времени мы располагаем, тем меньше шансов на поиски альтернативного опыта, который в свою очередь благодаря нашим стараниям может оказаться в разы эффективней и безопасней для нашего физического и духовного здоровья.

Вообще потребность в свободе возникает лишь во время нашего личного понимания собственной несвободы. Но чаще всего, такое понимание возникает либо в результате негативных последствия от той или иной зависимости, либо от угнетения нашего духа в результате скуки, вызванной однообразностью наших предпочтений. Собственно само понимание свободы, возникает в результате сравнения разницы опыта в период «до» и «после». То есть, обычной привычке (например получать удовольствие от употребления алкоголя) противопоставляется новый опыт (например езда на велосипеде), который дарит совершенно иную гамму чувств, не говоря уже о пользе которая является дополнительным приложением. И тогда возникает не только возможность сравнить, но и возникает вера в свои возможности. Именно мысль «я могу», является началом освобождения от собственных рамок, которые мы изначально устанавливаем в своей голове, ориентируясь на общество в котором мы живем. Правда, и такое понимание, щедро сдобренное новым опытом, часто бывает ограниченным в силу нашей «умственной близорукости». Дело в том, что начиная проводить подробный анализ нравственных ценностей, мы умышленно обходим разбор тех тем, которые изначально являются для нас темами «запрета» (табу). Соответственно приоритет такой запретности, мы возлагаем на себя самостоятельно, часто путая понятия привычки и необходимости. Примером такой темы могут служить тема заработка или тема личных отношений, что является основой нашего личного комфорта, а значит не имеет право подвергаться каким либо изменениям, кроме гарантированно улучшенных. Например, если вас неожиданным образом повысят на действующем месте, то такие изменения будут иметь характер счастливой случайности, а так как альтернатива таких изменений пришла со стороны, это гарантирует в некотором роде стабильность. То же самое можно сказать и об отношения со своей второй половиной. Даже если нас что-то не устраивает, под страхом потери вообще каких-либо отношений, мы отстраняемся от каких либо вмешательств в эту сферу, предполагающую наличие новых перемен в жизни. А ведь в большинстве случаев, перемены требуют не только обдуманных, но и активных действий с нашей стороны, не имеющих гарантийного прогноза, как говорится на наш собственный страх и риск.

Поэтому многие из нас находятся во власти двух противоположных по своему действию оков - с одной стороны нам хочется что-то изменить, так как текущая ситуация приносит нам некоторое количество страданий, с другой стороны гарантия предсказуемых удовольствий, делает наши страдания менее яркими. И рискованное, со стороны любителей стабильности, желание перемен, возникает тогда, когда возникает дисбаланс между оставшимся на прежнем уровне количестве страданий, и сниженным, благодаря возникшей скуки, уровнем гарантийных удовольствий. Причем как правило, любое вмешательство в зону личного «табу», со стороны напоминает решительный шаг с крыши высотного здания. Другими словами, частой причиной личных перемен, служит зашкаливающий эмоциональный фон, когда поменять хочется все сразу и сейчас. Но как правило, отсутствие должного опыта перемен и как следствие неконтролируемый скачек страха, при естественном снижении накала страстей, сводит на нет любые попытки изменить свою жизнь. Даже тот уровень страданий, который имеется от неудовлетворенности той или иной ситуацией, или теми минусами которые наличествуют в ней, является для нас в некотором роде комфортным. Причем, мы можем находится одновременно в двоякой ситуации, и не извлекать из неё никаких уроков.

Хорошим примером такой двоякости служит неожиданное возникновение потребности, которую необходимо срочно удовлетворить. Мы ведь привыкли, что даже наши желания, являются в некотором роде запланированными по времени их удовлетворения, а это тоже является в некотором роде стабильностью наших импульсов. Да и само желание стабильности может служить своего рода привычкой, формирующей склад характера. А вот вдруг, в нашу зону стабильности и предсказуемости, врывается случай немедленного удовлетворения острой потребности - нам вдруг захотелось в туалет, а вокруг нет ничего похожего на данное место. Что делать? Разум, не видя знакомой альтернативы данного решения, тут же начинает вырабатывать целый ряд нестандартных решений, требующих нашего немедленного вмешательства. Вот уж действительно, когда приспичит, никакой мороз не страшен. Но самое интересное в том, что удовлетворив эту неожиданную потребность, мы испытываем буквально зашкаливающий поток положительных эмоций, из-за новизны ощущений и морального удовлетворения от решения данной ситуации. По большому счету из данного случая можно извлечь некоторые вполне логичные выводы. Предположим если такая простая операция принесла нам столько эмоций, то что говорить об изменении более значимых в нашей жизни сторон? Что если работа над ними принесет нам гораздо больший заряд эмоционального удовлетворения? Ведь в конце-концов, что мы теряем? Так как по большому счету, всегда можно вернутся к предсказуемому опыту, который ничего нового нам не принесет кроме чувства уверенности за его результативность.

Почему мы так сопротивляемся новым переменам в жизни? Потому что мы боимся в первую очередь тех потерь, которые непременно связанны с любым видом «освобождения» от привычек прошлого. Те символические оковы, которые мы имеем смелость сбросить с себя, во многом являются для нас привлекательными и привычными. Такой страх является прямым свидетельством отсутствия соответствующего опыта «свободы», и нашей собственной неуверенности в своих силах и возможностях. Ведь нельзя приобрести опыт, не прилагая никаких усилий. Тем более что любая теория это лишь набор неполноценной по своему содержанию информации, так как отсутствует составляющая практики, которая в свою очередь является подтверждением критерия его истинности. Никогда не узнаешь что хорошо а что плохо для тебя лично, не испытав ту или иную теорию на себе. Правда тут нужно уточнить некоторые детали. К примеру некоторый опыт определяется особой степенью риска. Чем выше степень риска, тем меньше шансов на удачный исход событий, но при этом выше уровень эмоционального накала. Возможности разумного выбора а также глубокого анализа всех причин и следствий, позволяют сделать его наиболее оптимальным и практичным.

Любое упорство с нашей стороны и нежелание обсуждать «табуированные» нами темы, во многом ограничивают возможности нашего развития. Страх перед потерей финансовой стабильности, делает невозможными любые попытки анализа текущего положения и поиски альтернативных вариантов. Например правильный подход к систематике личных потребностей, позволит поставит над собой целый ряд экспериментов, направленных к сокращению лишних расходов, и приобрести соответствующий опыт. Мы же часто поступаем наоборот. С ростом доходов как правило растет и наш уровень расходов, тем самым также равномерно увеличивая уровень нашей зависимости от финансовых потребностей. Мы начинаем окружать себя вещами, которые гарантированно приносят нам либо пользу, либо радость. А так как источник данных эмоций по сути один, то любые перемены в этом секторе воспринимаются как угроза личному положению дел. И действительно, любая потеря рабочего места и так называемой «стабильности», часто приводит к эмоциональным срывам и совершению целого ряда глупостей. Вместо того чтобы использовать данный шанс как возможность приобрести новый опыт по сокращению личных расходов, мы наоборот влазим в кредитную кабалу, надеясь потом отработать этот долг с помощью нового места. И даже испытывая душевный дискомфорт от долгов, инициатором которым мы стали сами, мы тем не менее чувствуем покой от предсказуемости данной ситуации, списывая любые мысли о несвободе на временную душевную слабость которую можно заглушить с помощью предсказуемых способов.

Часто основной предпосылкой к нашим разнообразным зависимостям служат те негативные черты характера, которые мы считаем естественными, так как они есть буквально у каждого из нашего окружения. Привыкая жить с ними, и даже не помышляя от личного освобождения от их влияния, мы тем самым не замечаем, что последствия такого влияния часто превращаются в целый ряд зависимостей, что в свою очередь перечеркивает все попытки не только обрести свободу, но и осознать её необходимость.

Речь идет о таких качествах характера как зависть, ложь, жадность, скупость, невежество, лицемерие, гордыня, малодушие, властолюбие, ревность, тщеславие, эгоизм, обидчивость, осуждение, ненависть, злоба, слабоволие, расточительность, жестокость, мстительность, чревоугодие, похоть, лень, фанатизм, идеализм, расизм, нетерпимость, суеверность, безответственность, праздность, наглость, суетливость, брезгливость, болтливость, язвительность, самоуправство, алчность, азартность, страх, корысть, предвзятость, категоричность, бюрократизм, упрямство, злорадство, воровство, двуличность, голословность, злословие, вымогательство, злонамеренность, неряшливость, цинизм, равнодушие, внушаемость, мелочность, склонность к шантажу, интриганство, рассеянность, угодничество, лесть, дилетантство, максимализм, подозрительность, недоверчивость, вспыльчивость, пассивность, апатичность, вредность, грубость, глупость, занудство, истеричность, закомплексованность, хамство, настырность, недовольство, несдержанность, ненасытность, пассивность и т.д.

Как вы заметили, данный список довольно внушителен, хотя его можно дополнить ещё как минимум двумя десятками похожими по смыслу терминов. Самое удивительное в том, что все эти отрицательные качества нашего характера нам знакомы с детства, как собственно и положительные. Но именно разность нашего опыта, и желание по тем или иным причинам оставить у себя некоторые отрицательные черты, приводит к формированию того характера, который и имеет справедливое звание «индивидуального». Проще говоря, в детстве ребенок примеряет на себя все черты характера словно рубашку, и в зависимости от ощущений и последствий, выносит решение о том, оставлять их себе или отказаться от них. К примеру, солгав и получив от своей лжи выгоду, ребенок оставит её себе. А другой, выразив свою злобу и неприязнь к слабым, в виде драки, получив видимо преимущество над большинством, оставит эту черту характера себе и т.д. И конечно, пользоваться отрицательными чертами характера всегда проще, так как в отличии от положительных свойств, ими пользоваться гораздо легче учитывая меньший уровень затрат. Такую регулировку можно сравнить с настройками эквалайзера, где нижний диапазон частот отвечает за уровень отрицательных черт характера, а высший - за положительный. Естественно что в детском возрасте происходит самая частая настройка такого эквалайзера, с целью найти оптимальный баланс всех качеств, и извлечь из него максимальную выгоду для себя или других. По мере того, как сокращается наличие свободного времени, и по мере нашего взросления, мы все реже обращаемся к изменению данных настроек, с трудом расставаясь с теми или иными привычками, что в свою очередь отдаляет нас от возможности перемен. Хотя такие перемены никогда не поздно осуществить, что бы тем самым не только достичь свободы, но и главным образом осознать наличие свободного выбора тех или иных перемен которые мы способны осуществить лично.

Характерным примером зависимости является зависимость от лжи. Привыкая лгать и извлекать из своей лжи максимальную пользу, мы зачастую не можем представить себе жизни без лжи, считая что лгут все и всегда, и тем самым не доверяя никому и ничему. Но такое отношение в конце-концов, может сослужить нам плохую службу. Мы можем проигнорировать важную для нас информацию, и отпугнуть тех, кто предпочитает правду лжи. А отказаться от лжи в данной ситуации отказаться от самого себя и уйти в неизвестность, полную всевозможных трудностей. Тому кто привык постоянно лгать и использовать ложь везде где только это возможно, будет трудно даже представить себе жизнь, в которой нет места лжи. Ведь это означает полная перестройка не только всех взаимоотношений, но и всего образа жизни. А преимуществ от правдивого образа жизни, нельзя себе и представить, кроме как испытав последствия этого образа жизни на личном опыте.

Возможно в данном случае будет звучать несколько неуместно правило физики, которое утверждает что результат той или иной работы прямо-пропорционален тому объёму сил, который был затрачен на него. А положительные черты характера, как раз предполагают гораздо больший уровень личных усилий, чем тот, который необходим при следовании отрицательным чертам характера. Но ведь и результат от такого нового образа жизни предполагает наибольший уровень результативности. Кроме того, придерживаясь отрицательным чертам характера, и не имея должного опыта противоположных ему качеств, мы имеем в итоге односторонность взгляда на мир. По большому счету чтобы иметь желание что-то изменить в своей жизни, нужно понимать о наличии альтернативного выбора, и желательно не одного. Поэтому свобода во многом определяется не сколько наличием возможностей, сколько разнообразием личного выбора, обусловленного разносторонностью взгляда и определенной степенью осознанности причинно-следственного ряда возможных событий.

Другими словами, само понятие свободы возникает не во внешнем мире, а в нашей собственной голове. Причем оно имеет не фантомный и иллюзорный характер в виде желания невозможного, а вполне обоснованный, несущий в себе закономерную и осознанную суть. Мы желаем свободы лишь при осознании наличия зависимости, и желания эту зависимость преодолеть. Причем осознанность возникает из нашего личного понимания всех причин и последствий таких зависимостей, оценки пользы и вреда их влияния на нашу жизнь, и поиска альтернативы, которая способна устранить негатив данных последствий. И конечно, мы должны понимать что желая перемен, мы тем самым должны смирится с неизбежной потерей части старого образа жизни, вещей, привычек, привязанность и т.д. По большому счету мы ничего не меняем, а как скульпторы трансформируем текущее старое во что-то новое. Нельзя осознать необходимость свободы не обладая информацией о других сторонах жизни. Свобода есть совместный акт разума и личных усилий, подкрепленный чувством воли и желания что-то изменить. Если желание что-то изменить в своей жизни сталкивается с препятствием страха потери того что уже есть, необходимо либо отказаться от перемен, либо от страха сохранить стабильность своего положения. Как сказал один человек «только закончив какое-либо дело, мы начинаем понимать с чего следовало бы его начать».

Так почему мы так боимся свободы? Потому что мы боимся. А страх это всего лишь плод неконтролируемого нами разума. Есть три искусственных якоря, которые мешают нам двигаться вперед навстречу переменам - это чувство долга, вины и страха. Все они, наши личные фантомы, которые мы построили в надежде сохранить стабильность нашего положения. Однако якорь это всего лишь инструмент а не необходимость. Если не научишься им пользоваться согласно обстоятельств, твоя лодка останется на вечной привязи и никуда не поплывет, оставляя собственные возможности не использованными.
Свобода является необходимостью лишь в случае её осознанности. А осознанность в свою очередь как и понимание, происходит из необходимости. Если мы не чувствуем необходимой потребности в освобождении, то ничего и желать не нужно и нет никакого страха. Человек возможно единственное живое существо, которое способно на добровольное сооружение личных препятствий к развитию. Причем эти препятствия возникают лишь в тот момент, когда возникает необходимость перемен. А преодолеть то или иное состояние можно лишь преодолев главное препятствие в этой жизни - самого себя.

мистер вихлюн

Духовный путь (или сообщество без масок), социальные проблемы, советы по выживанию, путь развития

Previous post Next post
Up