Будущее представляется страшным, поэтому сознание масс ищет успокоения в магической реальности

May 16, 2019 12:51

https://el-murid.livejournal.com/4135253.html (14 мая 2019 года)
Тренды и запросы
У сериала "Игра престолов" есть одна особенность, которая, конечно, не является его индивидуальным качеством, а является, скорее, общим трендом. Существует мощный запрос на фэнтези при полной утрате запроса на фантастику. В тех художественных произведениях (неважно - книжного формата, телевизионного или кино), где наличествуют внешние атрибуты фантастики (зомби, космические стрелялки и прочее) - это тоже на самом деле фэнтези в чистом, пусть и замаскированном, виде. Просто вместо магии есть некая Сила, адепты которой ничем по большому счету не отличаются от белых и черных магов. Чем Главный ситх отличается от Саурона? Только высокотехнологическим пейзажем вокруг себя.


В чем разница между тем и этим? Фэнтези и фантастика - это способы проектирования будущего. Только фэнтези - это детерминированное будущее, будущее, в котором предопределенность является базовым фактором всего проекта. Что может сделать человек, вооруженный любой технологией, против несистемного по отношению к ней магического воздействия? Да ничего. Это и предопределяет невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен. Фантастика - это развитие по спирали. Даже повторение пройденного происходит на новом уровне, где возможны падения, подъемы, но нет бесконечного повторяющегося цикла возвращения к началу.

Цивилизация, совершившая невероятный технологический рывок в последние сто-сто пятьдесят лет, заметно устала от стремительности. Ей нужна остановка, которая почти невозможна, как нельзя остановиться на мотоцикле - ты просто упадешь. А потому коллективное бессознательное просит возвращения назад, в привычное. Возникает кадавр - высокотехнологичный феодализм, где интернет соседствует с вассально-сеньорскими отношениями и сословным устройством. В каком-то смысле японцы, корейцы, китайцы оказались в наиболее комфортном по отношению к Западу отношении: они в общественном плане продолжают жить в феодально-сословном укладе (естественно, поддающемся давлению новых форм социального устройства, но пока это лишь слабые колебания под напором), который создает ощущение определенной стабильности и привычного. Западный человек, с головой окунувшийся в безбрежную демократию, доведенную местами до полного абсурда, лишен этой опоры. Это не значит, кстати, что демократия - это плохо. Это значит, что ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться.

Поэтому и востребована фэнтезийная тематика. Привычные графы, короли, война Алой и Белой Роз в том или ином прочтении. Мир магии, где любые проблемы может решить одним заклинанием мудрый и всеведающий маг. Или прилетевший дракон, сжигающий сопоставимого по мощи врага, победа над которым будет стоить колоссальных потерь и издержек. Нет этой проклятой проблемы самостоятельного выбора, который дает возможность рывка, но в то же время опасен риском провала. Бессознательное устало от риска и просит стабильности - и находит ее в фэнтези. Поэтому нет запроса на фантастику: стремительность развития превосходит любые попытки осмыслить даже настоящее, не то что будущее. Люди не хотят в будущее, они хотят в прошлое. Хотя бы виртуально.

Неудивительно, что в России так востребовано сословное и очень простое прошлое в качестве замены сложному и очень рискованному во всех отношениях будущему. Три революции, технологические рывки, две мировые войны, прошедшиеся катком по стране и народу, две гражданские (одна в горячей острой фазе, вторая - в растянутой "теплой" фазе криминальной войны девяностых). Неудивительно, что хочется хоть какой-то стабильности. И ее ищут в прошлом. Кто - в идеализированной "России, которую мы потеряли", кто - в не менее идеализированном советском прошлом. Кого-то несет еще дальше по колодцу времени. Будущее интересно очень немногим - все уже устали от него. И понятно, что запрос на прошлое так чутко воспринят правящей братвой, не виртуально, а вполне реально строящей криминальный феодализм. Отсюда и культивируемый образ любых перемен как абсолютного зла: "Вы что, хотите как в...?" Отсюда и образ Путина, как гаранта стабильности - пусть безнадежной, несправедливой, да хоть какой.
----------
Из комментариев:
Я абсолютно крышесносную книгу Мартина читал до экранизации. Пока сериал ["Игра престолов"] снимался по книге (а Мартин по его признанию, за основу книги взял историю средневековой Англии), то всё было логично и понятно.
Как только литературная основа закончилась (Мартин тупо не писал продолжений), написание сценария взяли на себя голливудские идиоты. Ну и тупо слили. Что выросло - то выросло.


---
Живя в СССР нам всем хотелось попасть в будущее, как в песне Крылатова "Хоть глазочком заглянуть бы".
А сейчас хочется попасть в 20-й или в 19-й век и дожить там остаток жизни. Подальше от этого сумасшедшего непонятного мира, где все лучше запрещено законом, а разрешены только самые сильные и вредные наркотики. И где не хочется рожать детей - будущих рабов и зомби.
---
В искусстве 19-20 веков, и в научной фантастике в частности, положительные герои - те, кто стоит на стороне прогресса. Зло - это регресс. Применять эти критерии к жанру фэнтези бессмысленно: здесь нет исторического времени, значит, нет прошлого и будущего. Архаика и возвращение к мифологическому сознанию. Положительные герои здесь - благородные по происхождению, баловни судьбы.
---
В фэнтези положительными персонажами являются герои, которые противостоят наступающему злу и хаосу. Это может рассматриваться как аналогия схемы "регресс-прогресс".
---
...будущее представляется страшным и неопределенным, поэтому сознание масс ищет успокоения в магической "реальности". Рекомендую всем отечественное "фэнтэзи" на тему революции 1905-1907 года и русской народной религиозности Пимена Карпова "Пламень". Очень сильная и неожиданная вещь...
---
Не думаю, что именно люди ищут - скорее, им предлагают в привлекательной обертке. Ведь это очень выгодно для управления: внедрить в сознание социальные нормы феодального общества. И вместо того, чтобы бороться за свои постоянно урезаемые права, человек ждет, когда прилетит дракон и проч. Ну и сословные нормы подчинения впитываются как нормальные, много еще чего.
---
Нет запроса на фантастику но есть на фэнтези, таково общество на сегодняшний день.
Я для себя определил, как вариант, что фантастика это жанр для создателей мысленного будущего, чтобы их вдруг не посчитали за ненормальных.
Игра Престолов вообще не понимаю что это такое - или это компьютерная игра, или это сериал, или это фэнтези - мне все равно! Я конечно могу начать читать этот сериал, если он мне вдруг понравится, но сильно популярные, разрекламированные вещи я почему-то обхожу стороной, может быть напрасно.
И фантастика - это в основном не только технические вещи - это человеческие отношения с обществом, межличностные, с машинами, с природой и так далее.
Фэнтези это уже совершенно другой жанр.
Вот те самые рыцарские походы - полу-рыцарские -демоны и магия, колдовство и практические чудеса - все эти фэнтези, но это всё - рыцарские побрякушки с тех дальних средневековых времен, реального нашего времени, переложенные в данном жанре фэнтези, наиболее для него подходящем, почему-то так стало.
---
"невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен".

Кирилл Еськов. Последний кольценосец. Глава 16.
Мы проиграли самую главную битву в истории Арды - магия Белого Совета и эльфов одолела магию назгулов, - и теперь ростки разума и прогресса, лишенные нашей защиты, будут беспощадно выполоты по всему Средиземью. Магические силы перестроят этот Мир по своему вкусу, и отныне в нем не будет места технологическим цивилизациям, подобным мордорской. Трехмерная спираль Истории утеряет вертикальную составляющую и опадет в замкнутый цикл: минуют века и тысячелетия, но меняться будут лишь имена королей да названия выигранных ими битв. А люди... люди навсегда останутся жалкими, ущербными существами, не смеющими поднять глаза на владык Мира - эльфов: это ведь только в меняющемся мире смертный способен обратить свое проклятие в благословение и, совершенствуясь в череде поколений, превзойти бессмертных... Пройдут два-три десятилетия, и эльфы обратят Средиземье в подстриженный и ухоженный газон, а людей - в забавных ручных зверушек; они отнимут у человека сущий пустяк - право на Акт творения, а взамен даруют ему бездну простых и незатейливых радостей... Впрочем, уверяю вас, Халаддин, -- огромное большинство совершит этот обмен безо всякого сожаления. [...]Собственно, и эльфы - не враги в обычном смысле; можно ли назвать человека врагом оленя? Ну, охотится на него - экая важность, так ведь и охраняет в
королевских лесах: опять же - воспевает грациозную мощь старого рогача, млеет от бархатных глаз оленухи, кормит с ладони осиротевшего олененка... Так что нынешняя жестокость эльфов - штука временная, в некотором смысле -- вынужденная. Когда Мир придет к неизменному состоянию, они наверняка станут действовать мягче; в конце концов, способность к Акту творения - это бесспорное отклонение от нормы, и таких людей можно будет лечить, а не убивать - как нынче. Да и незачем будет бессмертным мараться самим - найдутся свои, местные... Уже сейчас находятся... И, кстати сказать, тот, эльфийский, Мир будет по-своему неплох: застойный пруд, конечно же, эстетически проигрывает ручью, но ведь цветущие на его поверхности кувшинки поистине восхитительны...
--------
Update:
Фэнтезийные посты в моём ЖЖ:
О балрогах - https://vigorov.livejournal.com/61794.html
О происхождении слова орк - https://vigorov.livejournal.com/91202.html

фэнтези, культура, фантастика, Несмиян

Previous post Next post
Up