Про музыканта Егора Летова (1964-2008) в блоге газеты "Комсомольская правда" на Яндекс.Дзен пост выложили. Статью.
https://dzen.ru/a/Zt_EgqfqUCkjHuHR Егор Летов: Человек - как аквариум с рыбками в океане. При смерти он ломается, но все равно остается - просто уже без рамок
Егор Летов умер в 2008 году. Ему было 43. Но он по-прежнему жив, как Виктор Цой. Его песни до сих пор звучат в современных фильмах. Его именем всерьез собирались назвать аэропорт в Омске. Ему вот-вот поставят памятник.
Рэперы то и дело жонглируют кусками песен «Гражданской обороны». Футболки с его портретами и цитатами продают вагонами. Последний концерт Летова показывали в кино. За деньги. Наберите в поиске имя «Чейз Винтерс» и увидите, как черный парень из Бруклина без акцента поет песни Егора. Омский симфонический оркестр исполняет его хиты. По его творчеству защищена кандидатская.
До нас только сейчас начали долетать осколки этого Великого Омского метеорита.
Интеллигентный хиппи
Пару десятков лет назад о почитании его таланта не было и речи. Летова считали маргинальным певцом околесицы, проповедником анархии. Предводителем люмпенов и пэтэушников, отбросом общества.
Слово punk пришло к нам из Англии, где группа Sex Pistols в середине 1970-х родила новую социально-музыкальную религию. Культуру, подстрекающую делать все неправильно, назло и поперек. Волна накрыла Европу и США; добралась и до СССР, где появились панк-группы, играющие по западным лекалам. Но русский панк явил именно Егор Летов. Юродивый и внемейнстримный музыкант, отрицавший успех, амбиции и прочий тлен (звал это все словом «гамазня»). Его панк-рок был живейшим примером неофольклора революционного толка. Панковский драйв, расхристанность и шаманизм он изящно замешал с поэтикой обэриутов, евангельскими мотивами и блаженностью, ведь сам был сугубо тихим человеком. Интеллигентным хиппи. Ничего деструктивного, как может показаться, в его песнях не было.
Летов - один из немногих русских музыкантов, кому удалось изобрести свой поэтический язык (в этом ряду Курёхин и Башлачёв). Он мастерил откровения. Слоеный пирог его стихов иногда выглядит абсурдно, зачастую состоит из оксюморонов, но тем прекрасен и уникален.
Дядечка на стуле
Благодаря уникальному стилю и звериной энергии Летов стал могучим народным героем. При этом красочных шоу он не давал. Дядечка в толстых очках и с засаленными волосами просто садился на стул и два часа играл на акустической гитаре, глядя вниз в одну точку. И энергия, исходившая от него, раздвигала рамки допустимого. Во время концертов Летова в ДК и вокруг царил истовый хаос: люди угоняли трамваи, катались на крышах автомобилей, зал бился в синхронных конвульсиях. Это было экстатическое народное безумие от густого тока Егора.
- Игорь (настоящее имя Летова) называл поклонников «завертками» (самокрутками), - объяснял «КП» саксофонист Сергей Летов, брат музыканта. - В определенной степени он о них заботился: когда я импровизировал на саксофоне, а не играл устоявшиеся проигрыши, то Игорь замечал мне, что слушатели ждут другого, знакомого, нехорошо их «обламывать». А я ему отвечал, что приглашать меня играть с «Гражданской обороной» - это и значит их «обламывать» и расстраивать.
Родной для окраин
Его творчество было идейным, но совсем не идеологическим. Летов называл себя советским националистом, а развал СССР оценил так: «Было ощущение, будто нас всех на... (обманули)». Он не сутяжничал и не наделял надменно государство морально-нравственными функциями. Он просто пел «убей в себе государство» - и до конца непонятно, это ирония, насмешка над демшизой, разбушевавшейся в окаянные для страны дни, или искренний призыв попрощаться с иллюзиями. Но уж явно не месть «кровавому совку» за принудительную психушку, где его обкалывали нейролептиками. Как настоящий левак, Егор не требовал и не ждал от государства ничего.
И конечно, первый русский панк Летов был глубоко религиозен, часто цитировал Апокалипсис и фрагменты Евангелия. А в последних трех альбомах («Долгая счастливая жизнь», «Реанимация» и «Зачем снятся сны?») и вовсе неприкрыто проповедовал.
Неумение спекулировать, юродивость, отрешенность, прометейство, виртуозная поэтичность языка и мышление бурчащего подростка даже в весьма взрослом возрасте - вот что отличает Летова от современных поэтов лайка и репоста. Он не стремился продать аудитории то, что ей нравится, - в наше время представить себе такое сложно.
Так человек без образования стал социокультурным феноменом. При всей глубине и новаторстве этот сибиряк оставался родным для всей «поганой молодежи» с окраин страны. Его рокот раздавался из самого естества человеческого.
Его заскорузло любили.
По нему освинело горевали.
И да, самое главное: пластмассовый мир и правда победил.
САМ О СЕБЕ
«...Мне показали четыре основных аккорда. На них до сих пор и играю, других не выучил. Как-то не возникло нужды».
«Любовь, по-моему, вещь страшноватая. Все настоящее страшновато».
«Я не понимаю, как без веры и надежды можно что-либо вообще делать - хотя бы и гвозди забивать».
«Я свое творчество объяснять не могу».
«Праздник необходим. А если этого праздника нет, то эта жизнь - она [нафиг] не нужна вообще».
«Нечто, что являет собой человек, - это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он все равно там остается, но у него уже нет рамок»
«Трудно быть богом. Не умеешь - не берись».
(Из интервью разных лет.)
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Такое под силу только гениям»
Доктор филологических наук, профессор Юрий Доманский:
«Каждый гениальный художник создает свой язык. Летов - один из тех, кто совершил это, как и Пушкин, Высоцкий, Блок, Есенин, Бродский и другие. Он не стал заложником ни одной литературной традиции. В основе поэтического языка Летова лежат формулы - небольшие фразы, которые при монтаже создают уникальную художественную систему. Особенность не только в способе создания такого текста, но в смыслах, возникающих на стыках между формулами. На первый взгляд они кажутся набором бессмысленных фраз или слов, но при вдумчивом слушании рождают многогранные смысловые подтексты. Такое под силу только гениальным поэтам. Летов создал собственную художественную действительность».
Автор: Егор АРЕФЬЕВ