Евгений Норин
https://vk.com/wall1933899_313288 и в своём телеграм-канале
31.01.2024
К хайповой теме хочу заметить, что не стану выпендриваться и корчить сноба с оттопыренным мизинчиком. Я очень люблю роман "Мастер и Маргарита". Есть точка зрения, что он часто обещает больше, чем даёт, и ты думаешь, что ух!, а там просто очень хороший роман. Эта характеристика мне куда ближе, чем и попытки вяло "Мастера" снобировать, и наоборот, экзальтация. Хотя по мне роман прям отличный, и многие фразы оттуда прочно сидят в моем лексиконе, да.
А почему на нём всё время срезаются при попытках экранизировать? Ну, на самом деле, во-первых, это должен быть сериал. Небольшой, но сериал: полнометр там будет необъятный. Во-вторых, на нём плохо сказываются попытки экономить: нужно одновременно сделать и Иерусалим I века, и Москву 30-х, и всяческие мистически-готишные декорации у Воланда, и трюки, и эффекты, и отдельно кота [Бегемота - А.В.], на которого надо потратить сил и денег не меньше, чем на Горлума. То есть, это надо иметь бюджет и профессионализм как на несколько разных хороших костюмных фильмов, причём залажать нельзя нигде. А это даже для Голливуда не так чтоб тривиально (я не очень прям насмотренный, но кажется, настолько разнообразный только, ну, "Облачный атлас", наверное).
Во-вторых, там нужен высокопрофессиональный сценарист. Роман - не сценарий, это раз; роман не окончен, это два. Причем сценарист и режиссер должны обладать, как ни парадоксально, достаточным уровнем смирения, чтобы экранизировать максимально близко к материалу, и одновременно - быть достаточно креативными, чтобы некоторые вещи средствами кино выразить там, где в книге Михаил Афанасьевич завернул что-то очень яркое. Ну, банально - "в белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой" - там офигенная фраза, но как передать в кино, что подбой именно кровавый, а шаркающая походка именно кавалерийская? Это всё решаемо, но это надо, чтобы режиссер и сценарюк прямо любили текст, и были достаточно хороши, чтобы такое перенести на экран.
Ну, и требования к актёрскому составу понятно какие. Высокие требования, да. Причем нужны очень разного плана игрецы, нам нужна черно-комедиозная команда Воланда, причём она должна быть и черной, и комедиозной; и Понтий Пилат вида "немощная мощща", причем надо, чтобы и немощная, и чтобы мощща; и, извините, Иисус (не надо объяснять сложности, да?); и, извините, аристократический Сатана (тоже, не надо объяснять), и офицер древнеримского КГБ, и Иуда, и нуар-женщина Маргарита, и кто ещё только не. И, напомню, демонический кот. Ну, и, блин, опять же, нигде нельзя облажаться.
Кто может все это осилить одновременно? А я не знаю. С офигенными сценаристами сейчас везде сложности, не только у нас, но у нас тоже. С бюджетами - тоже не то чтоб везде ура; да, денег полно в Голливуде, но там ещё поди найди, кто готов дать на такой неформат. А это неформат прям неформатный. Это только у нас культовый роман, на Западе ещё поди объясни, чем он культовый. И без всяких гарантий.
Короче, я бы очень хотел увидеть такую экранизацию "Мастера и Маргариты", чтоб я сам покивал и сказал бы "Да, хорошо, это будет классика". Но откровенно говоря, вряд ли при моей жизни она будет. Разве что нейросети научат кино и анимацию по заданным параметрам снимать. С цифровой Элизабет Тейлор в роли Маргариты.
-----
Дмитрий Ольшанский в своём телеграм-канале "Комиссар Исчезает"
31.01.2024
Посмотрел "Мастера и Маргариту".
Коротко: ужасная дрянь.
Для тех, кто Булгакова не любит или плохо знает - это просто дрянь.
Для тех, кто знает и любит - эффект умножается.
Подробнее напишу в ближайшие дни.
----
Картинки из поста Евгений Норина в ВК -
https://vk.com/wall1933899_313288 ----
О фильме в Википедии -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер_и_Маргарита_(фильм,_2024)