Дневник российского школьника. Ленин, Сталин и Солженицын

Oct 22, 2020 02:59

У мелкого сейчас такой вот дневник:


Из описания на сайте https://www.detmir.ru/product/index/id/3279487/
Дневник российского школьника в твердом переплете, декорирован глянцевой ламинацией. Подойдет для 1-11 классов. Содержит интересную информацию о важных датах в истории России и выдающихся личностях нашей страны.

Вот о выдающихся личностях и важных датах тут и пойдёт речь.

Поскольку я не нашёл (при быстром поверхностном поиске) этот дневник в электронном виде, то пришлось зафоткать. Сорри за низкое качество. Ниже мои фото (не весь дневник, а выборочно!) с комментариями:


1. Текст: Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) (1530-1584) - великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси (с 1547). Историческое значение периода правления Ивана Грозного неоднозначно. Царь прославился как талантливый государственный деятель, дальновидный реформатор, успешный военачальник и вместе с тем - как жестокий деспот и тиран, учредивший опричнину, суть которой на деле сводилась к массовым казням и репрессиям.
Мой комментарий: Без комментариев.

=========


2. Текст: Николай II (1868-1918) - последний российский император (1894-1917). Время его царствования совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны и одновременно с ростом революционного движения. Николай II принял Манифест, разрешивший создание политических партий и учреждавший Государственную думу. В 1917 г. отрекся от престола. Император и его семья были расстреляны в Екатеринбурге, причислен к лику святых.
Мой комментарий: Пока без комментариев.

==========


3. Текст: Первая мировая война (1914-1918) - война между двумя коалициями держав: Центральными державами и Антантой. Поводом к войне послужило убийство членом террористической организации "Молодая Босния" наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. 15(28) июля 2014 го. Австро-Венгрия объявила войну Сербии, затем Германия - России и Франции. 22 июля (4 августа) Великобритания - Германии. Всего в войне принимало участие более 40 государств. 28 июня 1919 г. Германия подписала Версальский договор, официально завершивший Первую мировую войну.

Мой комментарий: Имхо, дурацкое описание. Вместо повода к войне ("Убили, значит, Фердинанда то нашего...") лучше бы вкратце описать причины - противоречия между империалистическими державами (хотя это бросает тень на капитализм, а это нехорошо). И какая разница, какого конкретно числа кто кому объявил войну?! Ничего не сказано о последствиях войны - поражение Германии, изменение строя с монархии на республику, распад Австро-Венгрии, революция в Российской империи с последующим её распадом, появление новых родов войск (авиация, бронетанковые) и использование оружия массового поражения (химическое), жертвы исчислялись миллионами.

==========


4. Текст: Деникин А.И. (1872-1947) - один из лидеров Белого движения, русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, политический и общественный деятель, публицист и военный документалист. Прославился как действующий боевой командир в Первую мировую войну, возглавил 4-ю стрелковую бригаду, прозванную за стойкость "железной", принимал участие в Галицийской битве (1914), Великом отступлении (1915) и Брусиловском прорыве.

Мой комментарий: Наличие тут Деникина как выдающейся личности российской истории вызывает вопросы. Конечно, он героически воевал в Первой мировой (хотя когда я проходил в старших классах гимназии историю Первой мировой, то я фамилии Деникина не помню. Брусилова помню, бо "Брусиловский прорыв", а Деникина - нет, не помню). Лично у меня Деникин прочно ассоциируется именно с Белым движением. Это - таки да - отмечено в этом пояснительном тексте, но и только. Ничего о достижениях Деникина во время Гражданской войны не сказано. Видимо чрезмерная героизация беляков считается неправильной ("всё хорошо в меру" и "всем сестрам по серьгам"). В советское время упоминание Деникина без чёткой отрицательно коннотации было немыслимо! В "Дневнике российского школьника" это единственный представитель Белого движения, кстати.

============


5. Текст: Великая октябрьская революция 1917 года - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейшую историю России. В результате вооружённого переворота было свергнуто Временное правительство, к власти пришла партия большевиков (Российская социал-демократическая рабочая партия), провозгласившая установление советской власти, начало ликвидации капитализма и переход к социализму.

Мой комментарий: Очень мягко и обтекаемо написано. Ничего нет про "диктатуру пролетариата", Гражданскую войну и т.д.

==========


6. Текст: Ленин В.И. (Ульянов) (1870-1924) - российский политический деятель, революционер, создал и возглавил социал-демократическую рабочую партию (большевики). Руководил Октябрьским восстанием в Петрограде. Заложил основы первого в истории социалистического государства, основатель СССР. Санкционировал "красный террор" - ссылки, массовые расстрелы, о чем свидетельствуют рассекреченные в конце XX века госархивы.

Мой комментарий: такое впечатление, что текст про Великую октябрьскую революцию 1917 года (см. п. 5) и про Ленина В.И. писали разные люди... РСДРП названа немного по-разному. "Вооружённый переворот" и "Октябрьское восстание в Петрограде"... Я то понимаю, что речь об одном и том же событии, но 7-и летний ребёнок точно не поймёт! Ибо одно и то же событие названо по-разному(((
Хорошо пнули Ленина на счёт "красного террора")))))

========


7. Текст: Сталин И.В. (Джугашвили) (1878-1953) - политический деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Одна из самых неоднозначных личностей в истории России. Мобилизовав страну на экономический подъем, победу во Второй мировой войне, одновременно превратил Советский Союз в тоталитарное государство. Период пребывания Сталина у власти стал периодом массовых репрессий, жесткой диктатуры и насильственной коллективизации. В 1956 г. Н.С.Хрущев подверг резкой критике культ личности и деятельность Сталина.

Мой комментарий: На кой чёрт перечислять награды и звания Сталина?! Текст такой, как будто Сталин один весь такой тиран, ответственный за все преступления советского строя (Ленин ответственен за "красный террор", см. п. 6). В общем повесили на И.В.Сталина всех собак. С учётом описания Великой октябрьской революции 1917 года (см. п. 5) получается, что Революция была за благое дело, а тиран Сталин всё испакостил...

==========


8. Текст: Вторая мировая война (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945) - крупнейшая война в истории человечества, в ней участвовало 72 государства, боевые действия велись на территории трех континентов. 1 сентября 1939 г. войска Германии вторгаются в Польшу, это послужило началом объявления войны. В результате, после окончания войны главными державами в мире стали СССР и США. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический.

Мой комментарий: текста отдельно про Великую Отечественную войну в "Дневнике российского школьника" нет! Хотя упоминание о Великой отечественной войне есть в текстах про Блокаду Ленинграда, про Сталинградскую и Курскую битвы, про Жукова Г.К. Типа первоклассник должен сам допетрить, что Великая Отечественная война - это часть Второй мировой войны...
Про три континента, это они загнули... Смотря как считать - Евразия это понятно. Африка тоже (Роммель). Австралия (японцы на неё нападали). Видимо в Северной и Южной Америках боевые действия не велись (Перл-Харбор на Гаваях не в счёт, обстрел японцами побережья Калифорнии тоже).
А вот эта фраза мне очень понравилась - "В результате, после окончания войны главными державами в мире стали СССР и США". В точку!)))
Хотя за слова "поучаствовал в бойне за мировое господство" можно и в прокуратуру написать!))) andronic. livejournal. com/880797. html

==========


9. Текст: Жуков Г.К. (1896-1974) - маршал Советского Союза, министр обороны СССР, четырежды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. В 1957 г. был отправлен в отставку и исключен из состава ЦК партии. Автор книги "Воспоминания и размышления".

Мой комментарий: Советский Союз и СССР... Нам то ясно, что это одно и то же (синонимы), то зачем путать первоклассника?! Думаю, что надо было писать единообразно! Даже несмотря на то, что рядом бы два раза повторилось одно и то же слово.
На кой чёрт было писать, что "отправлен в отставку и исключен из состава ЦК партии"?! Возникает впечатление, что его так наказали за какую-то серьёзную провинность... А если это аппаратные козни Хрущева и Ко, то следовало бы это объяснить. Хотя проще вообще про это не упоминать! Что такое ЦК, и что за партия такая? Нам то ясно, что тогда была одна партия - КПСС и ЦК партии был главным управляющим органом Советского Союза. Но для первоклассника написано непонятно, ящитаю!
"Воспоминания и размышления"... Лол! Кек! Написали бы: "Автор воспоминаний про Великую Отечественную войну 1941-1945 годов", и всё было бы понятно!
И слово "важнейшую роль" я бы заменил на просто "большую роль". Ибо х.з., что было важнейшим - мобилизация ли экономики (см. также п. 7 про Сталина "мобилизовав страну на... победу во Второй мировой войне"), стратегические просчёты гитлеровского командования или что-то другое.

==========


10. Текст: Афганская война (1979-1989) - вооруженное противостояние просоветского руководства Демократической республики Афганистан при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане и моджахедов ("душманов"), финансово поддерживаемых зарубежными странами и рядом государств исламского мира. По примерным оценкам, в войне погибло более 26 000 советских солдат. В 1989 г. по инициативе М.С. Горбачева начался вывод войск из Афганистана.

Мой комментарий: Сложнопостроенная первая фраза убивает напрочь. Без поллитра смысл не разобрать... Может быть так специально написали, чтобы школьник ни черта не понял?))))
Но в адрес "государств исламского мира" тут идёт некий такой отрицательный посыл. Что они, паршивцы, помогали моджахедам ("душманам").
Про разрушения и жертвы в самом Афганистане ни слова, бо не скрепно!)))

=============


11. Текст: Горбачёв М.С. (1931) - политический и общественный деятель, последний генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний президент СССР. Выступил инициатором реформирования СССР ("перестройка", в т. ч. переход к рыночной экономике), вывода советских войск из Афганистана, ввел в стране политику гласности, свободы слова и печати. Благодаря его политике окончилась Холодная война с Западом. Лауреат Нобелевской премии мира 1990 г.

Мой комментарий: вот сколько грязи сейчас льют на "Горби-меченого", что он - гад такой - развалил Советский Союз, а тут - в "Дневнике российского школьника" - он прям-таки няшка!))) Текст про него прям в духе нынешних "либералов".
Вывод советских войск из Афганистана считается видимо заслугой Горбачёва. Но тогда в тексте про Афганскую войну (см. п. 10) можно было бы более выпукло обрисовать её минусы кроме гибели 26 000 советских солдат.
А вот за политику гласности, свободы слова и печати - за это Михаилу Сергеевичу большое спасибо! Ибо иначе фиг бы я сейчас писал этот пост!)))))
"Окончилась Холодная война с Западом" - это верно. Только СССР её проиграл, развалился, а Горбачёву дали американскую медаль за победу в Холодной войне!))))
"Выступил инициатором реформирования СССР ("перестройка", в т. ч. переход к рыночной экономике)" - Горбачёв, как первое лицо государства, стал медийным лицом этих преобразований. Но эти преобразования были желанны значительной частью советской элиты ("номенклатуры"). Тут вся ответственность как бы возложена на Горбачёва и только на него. Хотя это не так. Ответственность за начало преобразований коллегиальная, имхо.

===========


12. Текст: Августовский путч (19-21 августа 1991) - попытка смещения М.С. Горбачёва с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19 августа 1991 г. Результатом переворота стали кардинальные изменения политической ситуации в стране: окончательная утрата Коммунистической партией Советского Союза своей власти, ускорение распада СССР, завершившегося его ликвидацией в декабре 1991 г.

Мой комментарий: Я бы убрал слово "переворота" или написал бы "попытки переворота", так как переворот не удался.
Обратите также внимание на картинку! Картинка - расстрел "Белого дома" из танков в октябре 1993 года!!!

============


13. Текст: Ельцин Б.Н. (1931-2007) - российский политический и государственный деятель, первый Президент России. Первый всенародно избранный глава страны, один из организаторов сопротивления антидемократическому путчу Государственного комитета по чрезвычайному положению, реформатор общественно-политического и экономического устройства России. Инициатор разработки новой Конституции Российской Федерации.

Мой комментарий: также как и в случае с "Горби-меченым". На "Борьку-алкаша" сейчас льют тонны дерьма, что он развалил Советский Союз, просрал все полимеры и вверг российский народ в нищету ("лихие девяностые"), а тут - в "Дневнике российского школьника" - он тоже няшка!)))
"Первый всенародно избранный глава страны" - особо подчёркивается его полнейшая легитимность, бо "глас народа - глас Божий!".
За демократию. То есть за народ!
Реформатор!
Подарил россиянам новую Конституцию!))))
ИЧСХ, Президент России - слово Президент с заглавной (большой) буквы. А в п. 11 (про Горбачёва) "первый и последний президент СССР" слово президент с маленькой буквы. Видимо Ельцин более великий и более правильный Президент, чем какой-то Горбачёв (хотя Горбачёв тоже хороший).
В общем, если Ленина и Сталина и похвалили, и попинали ("и нашим, и вашим"), то Горбачёв и Ельцин однозначно ангелочки!))))))

============


14. Текст: Солженицын А.И. (1918-2008) - русский писатель, публицист, общественный деятель. Диссидент, в течение нескольких десятилетий активно выступал против коммунистических идей и политического строя СССР. Основная тема творчества - сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему ("Один день Ивана Денисовича", "В круге первом", "Раковый корпус", "Архипелаг ГУЛАГ"). Лауреат Нобелевской премии 1970 г.

Мой комментарий: Ну что сказать... Героизация Солженицына - основная скрепа нынешних либералов. Когда у меня в 1998-1999 гг был в 11 классе курс советской литературы XX века, то мы в обязательном порядке проходили "Один день Ивана Денисовича" и факультативно "Архипелаг ГУЛАГ". Из писателей (литераторов) XX века тут в дневнике есть тексты про Есенина, Ахматову, Шолохова, Высоцкого и Солженицына.
Характерно, что Солженицын тут назван именно русским писателем. Ибо назвать его советским писателем язык не поворачивается. А "антисоветский писатель" - тоже не ком иль фо... Поэтому русский.

==============


15. Текст: Путин В.В. (7 октября 1952) - российский государственный и политический деятель, президент Российской Федерации (2000-2008 гг. и с 7 мая 2012 г. по настоящее время), председатель Правительства Российской Федерации (1999-2000, 2008 - 7 мая 2012). Реализует множество реформ в судебной, законодательной, экономической и др. сферах, поддерживает комплекс мер по борьбе с терроризмом на государственном уровне, активно содействует укрепление положения России в мире.

Мой комментарий: 7 мая 2012 упомянуто дважды.
А вот слова президент и председатель - с маленькой буквы... Хотя см. п. 13 (про Ельцина), там слово Президент с большой буквы...
"содействует укрепление" - сраные грамотеи...(((( "содействует укреплению" !
Особо подчёркивается, что реформы - это хорошо.

===============
В общем либеральное влияние на эти тексты налицо. Никакой "ресталинизации" и ностальгии по совку не заметно. Горбачёв, Ельцин и Солженицын - однозначно хорошие!
Некоторые тексты следовало бы написать более понятно для современных школьников, убрать не слишком существенные подробности, написав более значимые.
В целом видно, что над текстами работали немного "на отвали". Какая-либо идеологическая комиссия эти тексты в целом не рассматривала, не анализировала. В Советском Союзе подобные тексты были более "идеологически выверены". Хотя либеральная идеология прослеживается и тут.

дети, Сталин, школа, история, Россия, общество, Великая отечественная война, идеология, Ленин, учёба, образование

Previous post Next post
Up