Григорий Куксин и Олеся Волкова. Как тушили лесной пожар в заповеднике

Jul 28, 2020 12:37

Григорий Куксин о том, как тушили лесной пожар в заповеднике "Денежкин камень"
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10223552141579454&id=1467256875



Часть нашей группы вернулась в Москву после тушения в заповеднике «Денежкин камень». Развернутый отчет об этой поездке, наверное, напишу позже. Красивых и грустных фотографий тоже, наверняка еще будет много. А пока первые впечатления, пока они не стерлись (и фотки с телефона). Пожалуй, это был один из самых интересных и самых сложных пожаров в моей практике. Очень ценная и очень уязвимая от пожара территория. Сочетание почти всех возможных отягчающих обстоятельств на лесном пожаре: труднодоступность, высота, удаление от воды, хвойный лес на крутых склонах, мощная тлеющая подстилка, камни, не позволяющие нормально копать, падающие деревья (в том числе весьма коварные в этом отношении кедры, которые переламываются, прогорая почти у основания). Плюс все отягчающие обстоятельства человеческой природы: затяжные конфликты между разными организациями и отдельными людьми, недоверие к нам (международной организации) и даже попытки противодействия на первых порах (районные власти сначала явно опасались от нас провокации, а не помощи, но довольно быстро удалось наладить взаимодействие), обычные бюрократические сложности в работе вообще и в межведомственном взаимодействии в частности, и все это на фоне острого дефицита всего в не самом богатом регионе, когда не то что вертолеты, даже лопаты и мотыги являются некоторым дефицитом.

И при этом, с другой стороны, потрясающие и внезапные встречи, удивительно мудрые и человечные решения и поступки. На этом пожаре встретились и работали вместе самые разные люди. И те, кто вначале не доверял, потом помогали. Интересные совпадения. Например, мы встретились на этом пожаре с теми же парнями из Авиалесоохраны, с которыми тушили в прошлом году в Подмосковье, среди волонтеров на пожаре оказалась дочь нашей сотрудницы (потомственный добровольный лесной пожарный) Ира Булашевич, водитель, который вез нас от аэропорта в Североуральск оказался знаком с частным пилотом, который мог нам помочь. Руководители группировки привлеченных на помощь сил МЧС оказались не просто очень профессиональными пожарными и спасателями, но и личным примером увлекали за собой своих бойцов, и зам.начальника главка вместе с начальником районного гарнизона несли в гору полные ранцы, тянули рукавные линии и вениками захлестывали огонь в лесу.
Эмоционально было очень непросто. «Качели» от новой надежды до нового эмоционального провала и обратно были ежедневно. Особенно сложно было в первые дни, пока процесс еще не был налажен, когда огонь шел быстрее, чем мы могли его останавливать, когда уже была придумана, возможно, единственная хорошая тактическая схема для этого пожара, но разные обстоятельства не позволяли ее реализовать.
Но все получилось.
Получилось благодаря удивительной работе самых разных людей - сотрудников заповедника, многие из которых так ни разу до перелома ситуации и не покинули пожар, ежедневно отправляясь на тяжелые восхождения с ранцами и лопатами, руководства заповедника, которое выбивало помощь и поддержку во всех возможных источниках, непрерывно руководя процессом, разруливая все проблемы по рации, телефонам, встречаясь лично, группы парашютистов и десантников-пожарных из федерального резерва Авиалесоохраны, которые стали после своего прибытия, пожалуй, самой главной и самой профессиональной силой, работающей на кромке пожара, парней из МЧС и их руководителей (которые не только управляли, вели за собой, но и придумывали и предлагали оригинальные решения, вспомнили, например, что у них в спецчасти есть пятитонная емкость, в которой можно на вершине аккумулировать запас воды, привезенный вертолетом и т.п.), волонтеров, которые приехали в заповедник, просто прочитав, что там горит, и предложившим свою помощь и в тушении, и в организации быта, людей в городе, которые собирали и отправляли нам продукты, инструменты, и, конечно, всех тех, кто обеспечивал работу вертолета - прекрасному экипажу, виртуозно работающему в непростых условиях, лесным пожарным местной авиабазы, взявших на себя функцию стропальщиков, без которых было не обеспечить погрузку и разгрузку емкостей с водой. Это тот случай, когда нельзя назвать какую-то одну организацию, одну силу, которая обеспечила победу. Без любого из перечисленных участников ситуация могла стать намного хуже, и к приходу долгожданных дождей сгорело бы намного больше.
И конечно, я неимоверно горжусь нашей командой, которая работала со мной, и которая еще продолжает сейчас работать на дотушивании и окарауливании этого пожара. На нас легла работа по непрерывной разведке этого пожара, помощь руководству заповедника в выработке тактических решений, помощь в координации, поиск и подготовка импровизированной вертолетной площадки на самом гребне горящего Вересового увала, руководство волонтерами, руководство на отдельных участках работ, обеспечение картографии, навигации для всех участников, ну и, как и для всех участников тушения - непосредственная работа и по прокладке минполосы, и по сдерживанию огня, и по работе с рукавными линиями. А нам в свою очередь помогала вся наша команда проекта из Москвы, Сибири, Севро-Запада и Юга, поддерживала, присылала свежие снимки, точки, рассказывала как дела во внешнем мире, и вместе с нами обновляла прогнозы погоды, дожидаясь таких обычных для этой местности, но таких долгожданных в этом году дождей.
Удачи всем, кто сейчас продолжает работать там. Берегите себя (деревья вовсю падают!). И ждем обратно наших товарищей, помогающих сейчас завершить эту историю.

















=============
Олеся Волкова о том, как тушили лесной пожар в заповеднике "Денежкин камень"
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=293148385135329&id=100033205082241

И многое сказали и скажут ещё про пожар на Денежкеном. А я хочу запомнить каждого из людей. И быть хоть чуточку на них похожей.
Удивительных людей, которые делают, делают на неведомой грани физических возможностей, и когда, казалось бы положительный исход то видно, то нет. Копать руками до стирания пальцев много дней подряд, набор в 600 метров с полным ранцем несколько раз за день, стереть ноги до мяса и все равно бегать каждый день, как будто тебе все не почём, линия в километр,в гору, на самом верху (разложить с расчетом на вертолет, узнать что не прилетит, окопать, чтобы за ночь не сгорело, утром отбить свернуть, поднять выше) разведка с воздуха, которая возможна если забраться наверх, а потом ещё раз наверх, дымный верх, спины, мозоли, добровольцы, зоодозор, авиалес, разное и неодинаковое мчс, инспектора, база, водители, железные люди заповедника (они или никогда не спят или нечеловечески выносливы), вертолет-невертолет, и обьеденение этого всего с одну команду. И не поместятся все здесь, но...
Я хочу запомнить каждого из этих людей.
































авиация, Свердловская область, пожар, Денежкин камень, МЧС, природа, Урал

Previous post Next post
Up