Это репост поста Юлии Чернявской с Фейсбука. Просто, чтобы не пропало для истории.
https://www.facebook.com/yulia.chernyavskaya.75/posts/10162423531795257 (11.11.2019)
Пост про обыкновенный сексизм.
Все эти выходные я пребывала в шокирующем недоумении от новостей про Олега Соколова, преподавателя кафедры истории Нового и Новейшего времени, на которой я училась в СПбГУ. Я написала этот пост в воскресенье [10.11.2019 - А.В.] и никак не могла его запостить. Мне и сейчас не по себе, и я боюсь того, что все, что я скажу, как-то переиначат и неправильно интерпретируют. Но мною движет сила сильнее этих страхов.
В 2007м, за год до того, как Соколов перестал появляться на факультете и стал жить в Москве, мы всей нашей кафедрой организовывали его конференцию с переодеваниями в костюмы наполеоновской эпохи. Мы не знали, почему Соколов временно перестал преподавать на нашей кафедре с 2008 года, говорили о том, что он уехал в Москву работать с родственником Лужкова. Год назад, в СМИ появились статьи о том, что в 2008 году он жестоко избил одну из студенток с нашего курса, с которой состоял в отношениях. Студентка, чье интервью было приведено в статье, подавала в милицию, но дело замяли. Я не знаю, достоверна ли информация в этих статьях, но надеюсь теперь с этим разберутся посерьезнее.
Большую часть времени я училась на истфаке, когда там не было Соколова. И этот пост не про него. Это пост про атмосферу на факультете, в которой обыкновенный сексизм был нормой и повседневностью. Я хочу сказать, что есть на истфаке СПбГУ и до сих пор, и когда я училась, другие преподаватели, которые считали и считают нормальным встречаться со своими студентками. И об этом знают многие, кто там учился 10 лет назад, как я, или учится сейчас. Знают и о том, что от некоторых преподавателей истфака у студенток рождаются дети. Но самое главное, что считалось повсеместной нормой на истфаке, когда я там училась с 2005 по 2010 год, это махровый, совершенно допотопный сексизм. Было для меня нормой слышать от моего научного руководителя, про то, что у меня «красивые ножки», про то, что лучше бы мне ходить на свидания, а не на лекции, про то что вилять попами у девочек получается куда лучше, чем сдавать курсовые в срок. И многие другие девушки, которые учились со мной давно и учатся там сейчас, знают, что он до сих пор одаривает такими сальными и как бы безобидными шуточками многих студенток. Мы всей группой хихикали над нашим преподавателем по латыни, который рассказывал нам стишки про голых изнасилованных девочек на занятиях, и про то, что настоящая женщина варит борщ, а не занимается наукой. Было нормой слышать от другого известного специалиста по Петровской эпохе про то, что чем глубже вырез на экзамене, - чтобы ему «было на что смотреть» - тем выше оценка. Мы тогда над этим всем смеялись, типа «дедушка шутит».
А теперь возникают вопросы, один за другим. А что это значит, что это такая норма, и все о ней знают, даже те, кто ведут себя достойно там, знают про всех этих преподавателей, которые работают на истфаке СПбГУ? А нормальна ли эта норма в учебном заведении, которое считает себя лицом столицы? Нормальна ли атмосфера «безобидных» сексистких шуток, атмосфера которая позволяет такие вещи как секс с подчинёнными, разного рода юмор и унизительные комментарии? Почему Соколов еще в 2008 году не сидел в тюрьме за тяжелое избиение своей студентки? Почему сейчас от преподавателей истфака студентки рожают детей? Может быть, теперь, когда дело дошло до совершенно невообразимого и чудовищного исхода, самое время уделить этому свое время и подумать? И это проблема не только истфака, и не только СПбГУ - это проблема всеобщая.
И еще меня мучает один вопрос - получается мы все это тоже одобряли? Я помню, как мы снимали на видео нашего препода по латыни, и просили его рассказать на камеру свои любимые стишки, типа «Девочка красивая в кустах лежит нагой, другой бы изнасиловал, а я лишь пнул ногой» - и нам было весело. Мы чуть не просили его, чтобы он еще рассказывал нам стихи, вместо латинской грамматики. Мы смеялись над ним - вот мол, какой идиот тут работает, зато нашему курсу он поставил всем пятерки автоматом… Или мой научрук - мне казался всегда добрый дедуля, но его эти шутки меня ужасно бесили, но как-то не всерьез. Мы над ним тоже хихикали с одногруппницами. Иногда говорили ему: «Что это вы такое говорите, как вам не стыдно!» - но это больше было из серии «хи-хи да ля-ля». Мне кажется, что для многих студентов и для преподавателей, для меня в том числе, все это не казалось чем-то из ряда вон, наоборот это была (и есть?) такая норма. Я думаю, что мой научрук ничего плохого не имел в виду, и относится он к девушкам так, как умеет, и думает, что это нормально, что это комплименты. Нормально шутить про попы, про ножки и про глазки. Если бы я сейчас попыталась объяснить ему, что его комментарии в мой адрес были абсолютно неприемлемыми и унижали мое достоинство, что мне от них просто было противно, он, наверное, сказал бы мне в ответ «Юленька, господь с вами, я же шутил и ничего плохого вам не сделал». В этом и есть проблема.
Этот пост не про то, что на истфаке СПбГУ все сексисты и потенциальные убийцы. Этот пост вот про такую несознательную нормативную и как бы невинную культуру общения между некоторыми преподавателями, не важно старыми или молодыми, и их студентами, при молчаливом содействии всех: других преподавателей, женщин и мужчин, администрации и самих студентов. И про то, как страшно мне теперь представить, как спокойно и чуть ли не одобрительно мы к этому относились.
Я хотела прикрепить к этом посту фотографию, где Соколов в костюме Наполеона ведет за руку молодую студентку истфака на бал. Я решила, с большим трудом и с сомнениями, что будет честнее прикрепить фотографию, на которой есть я сама. Как доказательство того, что я сама была участницей того, что тогда меня может и возмущало, но не так серьезно, как возмущает теперь. На этой фотографии 2010 года я только что получила красный диплом. Ни мне, ни кому бы то ни было еще эта фотография не казалось чем-то необычным, наоборот, все довольные. Сейчас я смотрю на нее, и мне не по себе. В контексте всех этих комментариев и всеобщей атмосферы, в которой, даже если в шуточной форме, девушкам отводилось быть красивыми, и привлекать к себе внимание глубокими вырезами и короткими юбками, в этом контексте, возможно, что-то не так с этой фотографией.
Эта фотография не является обвинением конкретного человека, поэтому без лица. Я так же хочу сказать, что я думаю, что при других обстоятельствах это нормально поцеловать в щечку и обнять на прощание, нормально быть в дружеских отношениях со своими преподавателями. Мне кажется, что грань нормальности становится гораздо более размытой, именно в контексте шуток про попы и ножки, сексистских высказываний и в целом отношении к своим молодым студенткам, даже в шутку, как к сексуальным объектам. Это фотография так же не иллюстрирует самые неприятные аспекты сексизма на истфаке. Это - иллюстрация того, насколько такое поведение является повседневной нормой, которая вызывает улыбки, а не отвращение.
Я надеюсь, что вся эта история заставит задуматься всех о том, что все же существуют этические нормы для учебных заведений, в которых должно считаться категорически неприемлемым для преподавателей вступать в какие бы то ни было романтические отношения со своими студентками, даже если студенткам больше 18 лет и они «сами хотели»; должно быть неприемлемым для преподавателей открыто вести себя так, как будто они воспринимают своих студенток как сексуальный объект; должно быть неприемлемым для преподавателей высказываться, даже в шуточной форме, о том, кто должен варить борщ, а кто заниматься наукой, отпускать комментарии про попы, про ножки и про вырезы, даже если им вдруг почему-то кажется, что самим студенткам все это очень нравится.
Поделитесь, если вы тоже считаете эти нормы ненормальными.
--------
UPD*: many asked for the English translation, it is below.
UPD**: Этим постом, я не хочу сказать, что это происходит во всех российских вузах и не происходит "на Западе". Этот пост про мой опыт в СПбГУ. 4 года назад мне повезло учиться в Европейском Университете в Санкт-Петербурге, где я получила свое лучшее образование в дружелюбной атмосфере, при поддержке многих замечательных людей, которые там работали и работают сейчас.
------
Продолжение -
https://www.facebook.com/yulia.chernyavskaya.75/posts/10162430117875257 (13.11.2019)
Мне тут пишут, люди разные, в том числе которых я знаю, люблю и уважаю, что пост вот мой предыдущий вредный и что я хайп ловлю, а ещё, что Америка на меня влияет (тлетворно?)
А я, знаете, еще добавлю! Вот например, в продолжение моего поста, золотые слова специалиста по Петровской эпохе, моего почтенного преподавателя на истфаке СПбГУ. Горжусь! На бибиси, вообще молодец, любуйтесь все. Оказывается равные браки - это для челяди, а высокообразованные интеллектуалы (которые принадлежат очень узкому сословию, бля!) должны блюсти русские традиции 18 века. Эти браки такие стабильные и счастливые, что я аж сам три раза женился на студентках! И буду еще!
Отвага и слабоумие, как говорится:
"Сейчас это народное мышление преобладает, большинство людей считают, что это нездоровые проявления. Это массовая психология. Но есть группа - узкое сословие высокообразованных людей, которые думают по-другому, чем масса. Эти люди считают, что можно достичь счастья с большой разницей в возрасте, и достигают его, как правило."
"Разница в возрасте 33 года у меня с женой. Со второй была разница 21 год, с первой - 13. У первой возраст был 18 лет, у второй 19, третьей сейчас 24 года.
Как правило, такие нетрадиционные подходы более выигрышные. Множество профессоров, доцентов женаты на студентках, это одна из предпосылок для счастья, потому что у них есть общее дело, интересы, взаимопонимание. Это массовая история, массовая".