ФИЛЬМОТЕРАПИЯ: какая метафора использована в фильме Юрия Грымова "На ощупь"?

Oct 02, 2010 10:41


Посмотрел фильм Юрия Грымова "На ощупь". Эта лента оставляет весьма неоднозначное впечатление. В его основу положена интресная метафора - открытие духовного видения у юноши, слепого от рождения. И что же он увидел в мире? Несправедливость, насилие, произвол. Любовь к концептуальной художнице, которая обрила свою голову. Честно говоря, вначале я, как истинный медик, подозревал, что она больна онкологически (от тяжелой имунодепрессивной терапии иногда выпадают волосы) либо медленно умирает от ВИЧ-инфекции (аналогичные механизмы).


И тогда это было бы напоминание о ныне поузабытом романе Ремарка "Жизнь взаймы" (туберкулезная красавица ярко проживает последние дни своей жизни). Но выясняется, что гладко выбритая женская голова - это все же знак концептуального изобразительного творчества.

Увы, где-то ближе к концу киноэрудиция уважаемого режиссера все же взяла верх над его креативностью. И дальше в сжатой динамичной манере нам демонстрируется слепой мститель, который держит в руках арбалет и идет мстить за погибшего отца (почему-то вспоминаются бессмертные творчения Тарантино), предлагается песня Виктора Цоя (ассоциациируется с фильмом "Игла"). И уж совсем не кстати смотрится пожар и вылезающие из бака герои, чьи силуаты шикарно выглядят на фоне огня. Однако, похоже, создатель ленты осознал вторичность некоторых эпизодов фильма и потому завершил его сценой с телевизионным ток-шоу. Получилось что-то вроде заявления "Всему, что я рассказал здесь, едва ли можно верить. Ибо еще Шекспир говорил о том, что мир театр, а люди в нем актеры".

А как же фильмотерапия? Как не странно, несмотря на интеллектуализированность некоторых эпизодов, фильм для этого вполне подходит. Ибо как же иначе можно объяснить человеку, оказавшемуся в кризисе, то, что в такие тяжелые минуты надо умень посмотреть на мир в целом. Он прекрасен. И эту красоту не заглушит несовершенство существ, населяющих планету.
(с)С.Выгонский - комментарии психоаналитика

кинематограф, психология, психология творчества, психология кино, духовное зрение, артхаус, Тарантино, фильмотерапия, Виктор Цой, психология искусства, кино, фильм Юрия Грымова "На ощупь", слепота

Previous post Next post
Up