Культуротерапия: трактовка Р.Виктюка романа "Мастер и Маргарита"

Dec 02, 2012 11:18


Не так давно мне пришлось съездить в Таганрог для того, чтобы посмотреть театральную постановку романа "Мастер и Маргарита" в трактовке Р.Виктюка. Пьеса имела подзаголовок "Сны Ивана Бездомного". Что же действительно новое появилось в этой версии?

Главная новизна спектакля действительно, как пишет Р.Виктюк в аннотации, заключается в политическом, точнее антитоталитарном контексте. Артистическое пространство насыщено аудиальными и визуальными знаками советской эпохи. По ходу театрального действия мы слышим аудиозаписи речи девочки, которая благодарна товарищу Сталину за ее "счастливое детство", партийного собрания в Сталинском районе Москвы, и наконец выступления самого товарища Сталина.

А на сатаниском балу танцуют артисты, одевшие на себя большие муляжные головы советских партийных боссов, среди которых мне удалось узнать только Ленина и Сталина. Слуги же Воланда, словно простые советские обыватели, носят кеды, одеты в белые майки и черные семейные трусы. При этом голова убиенного Берлиоза болтается в столь же всем хорошо знакомой авоське.

Что это - интеллектуальное развлечение? Или же глубинно-психологическая инициация, способная пробудить в человеке процессы личностного обновления? Я склоняюсь к последнему. Театр видится мне как культуротерапия, а авангардистская постановка Р.Виктюка - как пробуждение у зрителей могущественного архетипа судьбы.

(с)С.Выгонский - комментарии психоаналитика

советская эпоха, Михаил Булгаков, "Сны Ивана Бездомного", Ленин, Сталин, архетип, культуротерапия, Р.Виктюк, тоталитаризм, роман "Мастер и Маргарита", театр Романа Виктюка

Previous post Next post
Up