С детства его не любила и не понимала. Может быть потому, что стихи, как правило, звучат внутри как-то сами, и не совпадают фактически никогда с актерским прочтением, даже самым лучшим.
Может и потому ещё, что в период активного увлечения Цветаевой начиталась о нелюбви Ариадны к попыткам чтения стихов Марины Цветаевой разными чтицами (хотя вот пугачёвское исполнение песен на её стихи в главной новогодней картине мне очень нравится). Но плохо не только когда Цветаеву читают. И с любимейшим Маяковским плохо (никому не хватает энергии), и с Бродским ужасужасужас (искренне не понимаю людей, которым нравится, как читает Козаков, по-моему, это преступление).
Даже когда горячо мной любимые Юлия Рутберг и Алла Демидова читают стихи - всё не то и всё не так. То ли скушно, то ли просто не по делу.
Недавно посмотрела разных актрис, читающих Цветаеву. Это ужас!
Чулпан Хаматова мало того, что делает ошибки в ударениях, она, похоже, просто не понимает текста. При том, что Цветаева, почти как Маяковский, везде выделяет и подчёркивает всё, что можно: ударениями или знаками препинания. Так что не понять, кажется, невозможно.
Ольга Остроумова, такая замечательная в её молодых ролях, читает, как мои немолодые но с вечным зарядом энтузиазма училки в школе. С теми же восторженными и ненужными интонациями и с огромным пафосом, который не всегда к месту.
Алиса Фрейндлих, при всём уважении, увы, уже не так молода, чтобы читать некоторые юношеские стихи. Ну, просто не тот возраст. Нельзя играть в шестьдесят Наташу Ростову, и тут то же самое.
Светлана Крючкова тоже как-то совсем не так.
Исключения два, и отчасти (целиком не видела) ещё одно.
Во-первых, конечно, Даль, Лермонтов.
Click to view
Потом - Высоцкий,
в "Павших и живых" - но только в старых записях, то, что он читал в последние годы, уже как-то не так.
И молодой Юрский, читавший "Онегина". Тоже то, что потом, как-то не впечатлило.
А тут попались мне на тытрубе записи телеканала "Культура", "Мелодия стиха". Там читали все-все-все. Я не поленилась послушать реально очень и очень много, почти всё, что выложено (ежели только случайно что-то пропустила). Что бросается в глаза - дьявольская разница в качестве исполнения молодых и немолодых актёров. Меня порадовали по-настоящему только трое.
Табаков, коего я в принципе скорее не люблю, но здесь всё хорошо, и понимание текста, и разговорная интонация:
Click to view
(вот откуда у него-саратовца московское произношение, спрашивается? У Ефремова обучился?:))
Совершенно замечательно, хотя и непривычно, прочитал Гафт финал "Про это":
Click to view
Кажется, единственное прочтение Маяковского, которое меня порадовало. Нет, вру, еще фоменковское "Хорошее отношение к лошадям" (но это уже не актёрство):
Click to view
Лановой, Пушкин, не шедевр, но неплохо:
Click to view
А все "молодые" - как-то никак, такое ощущение, что ничего не понимают.
А вам какие стихи в исполнении актёров нравятся?