Два вопроса про Варшавское восстание

Sep 02, 2024 20:23

Случилось тут побывать на родине Мицкевича и Сенкевича, странное ощущение, когда мечта сбывается почти тридцать пять лет спустя. Видимо, напишу про это немало, но чуть позже, когда оно всё отстоится.

Сейчас в Варшаве отмечают восьмидесятилетнюю годовщину восстания, так что даже при всём желании избежать этой темы было бы невозможно. Впрочем, желания такового не было, наоборот. Сходила и в Музей восстания (про это будет отдельный пост, ибо это ужас). И прочитала и отсмотрела про восстание очень много чего, причём именно с польской точки зрения. Включая многочисленные и разнообразные тексты на сайте Института Мицкевича. То есть официальную версию.

Как известно, поляки нам среди всех прочих обвинений за много веков предъявляют и то, что мы не помогли в 1944 году. "Официальная версия" - "Красная армия стояла на противоположном берегу Вислы, в Праге, и ждала, пока нас не разобьют".

Версию эту я услышала впервые, чсх, не от поляков, а на одной питерской кухне, в семье савецких диссидентов, которые лет десять спустя свалили в другую страну.
И слышала потом это, и читала много раз. А недавно узнала, что вроде как аж Высоцкий хотел про это песню написать! Ограничился, правда, стихотворением.

Я сейчас даже не буду про то, что всё было не совсем так, что в Праге стояли три танковые дивизии вермахта, а наша армия была максимально ослаблена быстрым продвижением, и что Висла - река не узкая, а левый берег, на который надо было перебраться - высокий, и обстреливать оттуда переправляющихся - одно удовольствие, и про шестьсот тысяч, и, и, и...

Я во всём том, что я прочла и услышала, неоднократно встречала два тезиса, которые как-то с этим упрёком весьма плохо монтируются.

Первый тезис, который регулярно повторяется и подчёркивается - это "мы хотели сами". Типа, сами бы справились, никто нам не нужен, установили бы свою власть и т.д. Ну и тут вопрос: если сами, так какие могут быть претензии к красноармейцам? Непонятно.

Второй тезис, тоже нередко встречающийся - это что восстание было изначально обречено на провал. И нужно было только чтобы отстоять свою честь. На самом деле не совсем, в Варшаве число воинов-повстанцев было сопоставимо с числом гитлеровцев, оружия они набрали немало, плюс фактор неожиданности, плюс дома и стены помогают. Так что если бы всё было хорошо скоординировано, организовано, то кое-что сделать было можно: захватить тех же немцев, их оружие, ну и, возможно, дольше продержаться, либо вести переговоры с немцами с сильных позиций. Ибо те к тому моменту уже сильно выдохлись.

Но если предположить, что всё-таки вообще без шансов и это битва обречённых - какой смысл тогда кого-то упрекать? Чтобы ещё больше народу погибло? Недостаточно всех польских солдат и двухсот тысяч простых варшавян? Больше и больше жертв?

В общем, непонятно, как все вот эти представления друг с другом монтируются.

война, армия, нацизм, Германия, Великая отечественная война, Россия, Польша, вопрос

Previous post Next post
Up