Apr 15, 2024 19:21
Есть даже у некоторых вроде как даже неплохо образованных людей такое мнение: продажа предметов искусства из Эрмитажа и прочих музеев и библиотек в СССР оправдывается тем, что на эти деньги построили заводы-фабрики, и в конечном счёте это было полезно для всего советского народа, а значит, правильно. Ну и ещё аргумент о том, что всё это принадлежало богачам, которые этот самый народ грабили, а значит, народ имел право этим всем распорядиться.
Я даже не буду о том, что продавали чрезмерно много за бесценок, адски бездарно. Об этом немало написано, в частности, С. Богдасарова здесь в жж несколько лет назад об этом подробно и детально писала.
Не буду и о том, что "народ", что бы ни значило это слово, никто не спрашивал, решения принимались сверху, без какой бы то ни было дискуссии. Так что тоже всё довольно спорно.
Однако мало кто говорит о том, что вся эта дешёвая распродажа была бессмысленна хотя бы потому, что всего через пятьдесят-шестьдесят лет после неё огромная часть построенного якобы (или действительно) за деньги, вырученные с неё, была либо полностью разрушена в те самые святые девяностые, либо перешла в руки тех, кто успел урвать. То есть в руки новых грабителей-министров-капиталистов.
То есть утеря величайших ценностей была полностью бессмысленна.
Но есть и второй аспект. Те, кто эти самые ценности (картины, рукописи и прочее) закупали и в страну привозили, собирали их - они же веками наживались как раз за счёт того самого простого народа. То есть все Тицианы и Гуттенберговские библии - они были куплены именно что за деньги этого самого простого народа! И поэтому продажа того, что было приобретено тяжёлым вековым трудом миллионов безымянных работяг и трудяг Российской империи действительно по праву должно было принадлежать их потомкам. И оставаться памятником этому труду.
А вот продажа всего этого за границу - это как раз преступление как перед памятью всех этих людей, так и перед их потомками, которые более не имеют возможности увидеть всё то, что так бездарно и безсмысленно было продано за границу.
искусство,
мизантропия,
Эрмитаж,
живопись,
мелкая философия на глубоких местах,
музей,
"светлое прошлое",
1917,
девяностые,
революция,
торговля