Jul 10, 2012 18:32
Давно хотела понять, что это за птица - Лимонов, помню еще то время, когда о нем говорили не как о сдвинутом провокаторе, а о писателе. Правда, вспоминали прежде всего о мате. Но пару раз говорили, что он, дескать, неплохой писатель.
Увы, на чтение художественной литературы времени не было, взяла сборник эссе, публиковавшихся в основном в журналах GQ, Rolling Stone Architectural Digest. Ну и отчасти написанных специально для книги.
Не могу сказать о разочаровании, т.к. никогда им не очаровывалась, но автор книги позиционирует себя как супермена, настоящего мужика и чуть ли не единственного упертого оппозиционера.
Но мне приходилось читать множество эссе известных писателей, лимоновские были самыми скучными.
Заметно, что он забывает русский, вставляет не к месту слишком много английского и французского, причем французский только чтобы показать, что он что-то понимает в "красивой" и "культурной" жизни.
Особенно смешно, когда он пишет об известной песне Эдит Пиаф ("Padam, Padam"), он очевидно не понял, про что песня и что значит фраза "Эти "Я тебя люблю" четырнадцатого июля".
Ну и чудовищный эгоизм и мачизм... Он чуть не в каждом эссе пишет о тюрьме, о том, что он - настоящий мужик и никто не может его судить, т.к. у него есть тюремный опыт, рассказывает о своих войнах и физической подготовке, хвалится сексуальной силой и говорит о том, как от него балдеют женщины.
При этом незаметно, чтобы хоть кто-то был бы ему близок. Даже о родителях он пишет отстраненно. Ну да, гордость за сына есть, единственное что.
(Вот интересно, сейчас он с этим сыном общается?)
Что по-настоящему обидно: абсолютная сосредоточенность на себе помешала ему увидеть и как следует описать всех тех интересных людей, с которыми его свела жизнь (назову только нескольких - Татьяна Либерман - та самая Татьяна Яковлева Маяковского, Энди Уорхол, Иосиф Бродский, Лиля Брик, Соня Рикель, Саломея Андроникова и многие, многие другие). Они просто упомянуты, хотя каждый из них, имхо, в разы интереснее Лимонова.
Зато большой очерк посвящен полковнику Бобу Денару, который только разными переворотами и прославился, типа Че Гевары.
Причем такая гордось из-за знакомства с "великими и известными" - скорее черта закомплексованного провинциала, а Лимонов - харьковчанин (напомню о том, что в Харькове имеются памятники трем лауреатам Нобелевской премии, которые там родились, учились или работали) и потом жил в культурных столицах, и был, вроде как, принят, книги выходили и т.д.
Ну и всякие милые высказывания типа:
"Ты прожила со мной - мы прожили вместе - транадцать лет, и, конечно, я был для тебя основным событием твоей жизни" (про Наталью Медведеву).
"Мы дрались, как страшные враги, и в одной такой драке она выкусила мне кусок мяса с левой руки, а я сломал об нее палец левой ноги, избивая ее. Всё очень серьезно, а дрались мы голые" (про нее же, и это эссе ее памяти как бы)."
Или подпись под фотографией:
"По мере духовного возмужания героя происходит совершенствование облика". Бэз комментариев.
Алису Лиддел (прототип кэрролловской Алисы) он называет Алиской, не скрывая собственного интереса к совсем юным девицам, Лилю Брик и Татьяну Либерман - Лилей и Таней. Есть целое эссе "В современном мире красивы только девочки" (вообще, если он пишет о любовнице, которая не юна, то она уже непременно графиня или что-то в этом роде). То есть комплексы-комплексы-комплексы.
Ну и вопрос: есть у Лимонова хоть что-то, что по-настоящему стоит читать?
страсти-мордасти,
книги