Понадобилось тут вспомнить итальянский. Давно его не слышала и полтора года не говорила. Решила, кроме чтения, чего-нибудь посмотреть документального: так и слова вспомнятся, ну и реалии тоже.
На Rai Tre был (не знаю, есть ли ещё) хороший цикл документальных передач La storia siamo noi (История - это мы). Изначально он был, как я понимаю, в основном про Италию и итальянцев: история страны, культура, важнейшие события, язык и диалекты и т.д. Помню, перед первой поездкой в Италию в 2006-м смотрела эти передачи на видеокассетах (!) в университетской медиатеке. Много нового и интересного узнала.
Ну и решила поискать в сети. Обнаружила, хотя не совсем то, чего хотелось бы. Тех, старых передач, которые тогда радовали, найти не удалось. И вообще многое из того, что находится - не про Италию. С удивлением нашла, к примеру, совсем старую передачу про Дом на набережной (так как там интервью с Тамарой Андреевной Тер-Егиазарян, то до 2005-го года).
Ну и передача про Политковскую.
Click to view
Вспомнила: в том самом 2006-м, весной, я впервые оказалась в Париже. В Жибер Жозефе на Бульмише, который стал потом любимым книжным, меня удивило количество книг Политковской. При том, что я в те годы много читала "Новую газету" (упразднённый иноагент, кажется?), Политковскую я не читала, ибо было как-то скучно ни размыто. Посему очень удивилась, что именно она так известна за границей. Собственно, а что у неё было читать? Про Чечню писали многие и все - куда сильнее и по делу. Ну и всё прочее, о чём она писала, было другими описано и раньше, и глубже.
А в Италию я прилетела в том же 2006 году на следующий день после её убийства. И сильно удивилась, что про это было во всех газетах и на телевидении. Чуть ли не похороны в прямом эфире транслировали. Удивило это и интенсивностью, количеством инфы про неё, и абсолютной несоразмерностью с её известностью в России. Потом и в прочей заграничной прессе много и регулярно про неё читала, не без удивления. При том, что про Щекочихина, к примеру, я ничего подобного не припомню. Хотя та же газета, куда лучшее качество журналистики, отчасти схожая тематика.
Передача про неё удивила сильно. Оказывается, она самая известная и самая любимая русская журналистка за границей! О как. Интересно, а почему именно она? Что она такого сделала, чтобы стать известной и любимой? Это остаётся неясным. Ну, то есть упоминается война в Чечне, много раз повторяется "права человека", но это более-менее всё.
Сама передача - чистый треш: ведущий, который с таким пафосом о ней говорит, не в состоянии произнести её фамилии (всё время "Поликовская", с другими русскими именами те же ошибки). Всё очень мрачно, нагнетающе, сурово. Россия - ужасная страна, где всё плохо, страшно и опасно. Да ещё и заказные убийства, которых, оказывается, столько же, сколько в Чикаго тридцатых годов (передача, напомню, не в девяностые и не о девяностых снята, в 2006-м заказные убийства уже были чем-то необычным). Сейчас такое изображение России уже привычно, и давно, но в то время, ещё до Мюнхенской речи Путина, отношения были внешне вроде как куда более душевные, как раз с итальянцами. Но тем не менее, передача выглядит так, как будто сняли сегодня. Опять же, если сравнить с другими передачами серии, где всё куда спокойнее и нейтральнее, это очень бросается в глаза.
Ну и очевидное непонимание контекста, незнание материала. К примеру, кадры из Чечни показывают, среди прочего, под "Полковнику никто не пишет" - это как??? Ну и другое из видеоряда и оформления в том же духе. Очевидно, что про Россию авторы не знают примерно ничего.
Хотя иногда интересное и наводящее на разные мысли проскальзывает: типа, что нет её фотографий в Чечне, ну или то, что она на войне в Чечне сделала карьеру. Что правда, не поспоришь:) Карьеру-то она сделала, но что из её материалов о Чечне запомнится и останется?
Я, хотя и читала в годы чеченских войн тонны прессы, в упор не помню именно её репортажей. Минкина и других из "МК" помню, Щекочихина - помню, её - нет.
В общем, очень странная передача. Ну и интересно посмотреть такое много лет спустя (непонятно, какого она года, но явно по горячим следам). Ибо ясно, что изображали страну всегда именно так. Разве что накал прибавился:)