"История старой квартиры": как изуродовали замечательную идею

Feb 27, 2019 19:27

В прошлом году перед поездкой в Москву в одном блоге прочитала про книжку "История старой квартиры". Описание меня порадовало, ибо, с одной стороны, люблю такое, живую историю, да ещё про родную Москву. С другой - обожаю с детства, когда что-то рассказывается вот так, в больших картинках, которые можно долго разглядывать и где каждая мелкая деталь имеет значение.




В Москве в апреле у меня было пятнадцать-двадцать минут на "Молодую гвардию", а найти надо было книг пять, причём все в очень разных местах магазина, поэтому я уже не стала книжку подробно разглядывать, тем более, что описание до этого прочитала, вроде, всё было неплохо.

И только приехав в Берлин обнаружила, что информационный партнёр проекта - "Мемориал", ну и награда на книжной ярмарке в Братиславе - тоже не то, чтобы вот прямо убедительно. Бывшие фашисты словаки кому угодно премии не дают:)

Увы, всё оказалось куда грустнее, чем я думала.

Цель книжки - вовсе не рассказать реальную историю одной московской квартиры, а, как в определённых кругах модно, обильно испражниться на советское прошлое, выделив из него только плохое и негативное. Зачастую касавшееся очень небольшого круга людей. Ну и замолчать то, что реально было плохо, но... Об этом позже.

Начинается всё довольно мило и невинно. Коллаж с документами разного времени:




Ничего не предвещающий титульный лист:




Родословные древа тех, кто в этой квартире жил:




Ну и про дореволюционную жизнь ещё тоже ничего вполне:




А дальше начинается, вестимо, трэш.




Собственно, всё послереволюционное - в мерзотных коришневых тонах (вот интересно, почему художница любит коришневый? Впрочем, если она не любит советское, то вполне логично, если...)

Вот 1927 год, состав жильцов полностью изменился, но ни слова об оккупации Москвы в двадцатых, об издевательствах над настоящими москвичами. Теми, кто смог революцию и последующее пережить. Не, чудо произошло, оно всё просто в Москве материализовалось:




Ну, то, что 1937-й и война изображены мрачно и серо, это понятно. Полтора слова про индустриализацию (это же, нафиг, неважно, да?), зато много про аресты и культ личности.
Ну, вестимо, смерть Сталина и всё прочее, но там ещё как-то нейтрально было. Странно, что не стали упоминать про "невинно осуждённых" коллаборационистов и прочих, кого потом так активно реабилитировали.

Но вот даже вполне себе благополучный 1961 год изображён вот так:




Да и ещё более благополучный 1973-й не сильно лучше:




Разумеется, без Сахарова и Солженицына никуда, прямо вот для всех москвичей это было сильно актуально.
Ну и про эмиграцию, хотя, опять же, какого процента москвичей это касалось? Вот абсолютно не московская это тема. Сначала сюда приехали, потом отсюда уехали, но какое к нам-то это отношение имело?

Странно, что 1987 и 1991 не изображены райски-идиллически, впрочем, на фоне всего прочего негатива этой книжки это бы смотрелось странно.

Разумеется то, что москвичей (настоящих) реально бы интересовало, умалчивается. Естественно, когда речь идёт о 1937 годе, одного из жителей квартиры арестовывают. Только вот почему-то умалчивают, как этот очередной "мученик" оказался в моём городе, и какие противоправные действия совершил, чтобы в этой квартире в центре Москвы поселиться: написал на кого-то донос, дал взятку или ещё что-то? Это же неважно. Впрочем, тема оккупации Москвы и того, как разные левые люди постепенно захватили квартиру, в которой до революции жили люди достойные и приличные, вообще не раскрыта! Они там, типа, просто материализовались! Всё законно, хорошо и правильно. Ага...

Радует и уровень знаний тех, кто писал и/или рисовал. Типа, хотели показать, что такое старая орфография - так сделали это вот так:




Можно было бы подумать, что существо, это писавшее, не в курсе, что в те годы были совсем другие прописи, и почерк должен быть принципиально другой, совсем не похожий на тот, который сейчас в прописях. Однако чуть позже, на странице 33, приведён реальный текст доклада одной школьницы, написанный именно тем почерком, который ещё от дореволюционного идёт - так что можно было бы хоть как-то это осмыслить и попытаться сымитировать. Но нет, это же дополнительная работа, и не способствует дальнейшему очернению, а значит - не нужно:(
Ну и доверие ко всему, что в этой книге ещё изображено/понаписано, окончательно падает до уровня ниже нуля.

Мерзость в том, что почему-то именно эту книгу перевели на немецкий, я её в тутошних книжных видела. То есть именно вот это, даже не четвертьправдовое, субъективное и тотально негативное идёт на экспорт. И для детей!

Молодцы, чего там!

Очень, очень обидно, что вот это теперь выдаётся за историю Москвы, историю московской квартиры и москвичей. Как бы хотелось такой книжки, но без очернения и переписывания истории Москвы. Про страну уже не говорю:(

мизантропия, орфография, книги, что я вижу, Москва, 1937, история Москвы

Previous post Next post
Up