Sep 24, 2010 08:21
1916 год. Летчик К. К. Арцеулов (1891-1980) впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет «Ньюпор» в штопор и совершил 3 витка.
Внук художника Айвазовского он был одним из первых русских летчиков,. В 1906 начал заниматься планеризмом, в 1911 при Всероссийском аэроклубе, получил диплом пилота-авиатора. В годы 1-й мировой войны - летчик-истребитель. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов и одержал 18 побед.. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Позднее - инструктор Качинской авиашколы, где в сентябре 1916 впервые в России намеренно ввел самолет в штопор и вывел из него. После этого штопор из аварийной ситуации превратился в фигуру высшего пилотажа и был введен в курс обучения летчиков-истребителей. В советское время был инструктором авиашколы (одним из его учеников был Валерий Чкалов), летчиком-испытателем (в 1923 году он испытывал первый советский истребитель - моноплан И - 1 конструкции Н. Н. Поликарпова). В 1923 году поднял в воздух первый планер собственной конструкции (всего создал 5 планеров) и был одним из организаторов кружка "Парящий полет", положившего начало массовому планеризму в СССР.
После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков, испытывал самолеты, работал в гражданской авиации, был одним из организаторов советского планеризма.. На 1-х Всесоюзных планерных испытаниях 1923 года планер А-5 был удостоен главного приза, на нем летчик Л.А.Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета - 1 час 2 минуты 30 секунд.
В 1927 году Арцеулов перешёл в Гражданскую авиацию (т.н. "Добролет"), и занялся выполнением очень сложных аэрофотосъемок. С 1927 по 1933 годы он ежегодно улетал на "Юнкерсе-21" в далекие экспедиции. Им проведены аэрофотосъемки для составления точных карт Предуралья, Западной Сибири, Удмуртии, Курганской и Омской областей. Снимал район пролегания будущей трассы Турксиба и проводил разведку ледовой обстановки в северной части Азовского моря. Летчик высочайшего класса, летающий на самолетах 50 различных типов и имеющий свыше 6000 часов налета, в 1933 году он был репрессирован. В 1937 году полностью реабилитирован и освобожден. С того времени Арцеулов стал профессиональным художником и иллюстратором книг по истории авиации.
1924 год. Реввоенсовет СССР принял трехлетний план развития ВВС Красной Армии, предусматривавший к 1927 г. довести число боевых машин до 1 тысячи.
Было признано необходимым закупить за границей новейшие образцы самолетов и приступить к обучению и тренировкам на них летного состава. Кроме того, в рамках трехлетнего плана, предполагалось решить три главные задачи: изыскать средства на строительство воздушного флота и сооружение новых авиационных предприятий; строить самолеты и управлять ими должны были научиться рабочие и крестьяне; расшить "узкое" место в строительстве воздушного флота - двигателестроение.
ВВС стали четко разделяться на боевые силы (сухопутная авиация, морская авиация и части воздухоплавания) и тыловые части - аэродромы, склады, научно-опытные учреждения и военно-учебные заведения. Сухопутная авиация стала делиться на стратегическую и корпусную, морская - на разведывательную, истребительную, тяжелую (бомбардировочную) и корабельную авиацию.
В рамках реализации планав частях ВВС появились самолеты оригинальной советской конструкции - истребитель И-2 конструкции Д. П. Григоровича, разведчик Р-3 конструкции А. Н. Туполева и летающая лодка РОМ-1 конструкторского бюро морского самолетостроения. С 1925 по 1928 г. были созданы самолеты И-3 и Р-5 конструкции Н. Н. Поликарпова и ТБ-1 конструкции А. Н. Туполева. Дальнейшее развитие опытного строительства привело к последовательному созданию истребителей типа И-5 и Ми-3, дальнего разведчика Р-6, тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 и ТБ-4. В области гидросамолетостроения эти годы ознаменовались созданием отечественных конструкций: РОМ-2, МР-5, ТОМ-1, ТБ-1а, МДР-2, МДР-3 и МБР-2.
1960 год. В США на воду спущен первый в мире атомный авианосец «Enterprise»
Впервые американцы начали исследовать возможность создания атомного авианосца еще в 1949 году, когда разрабатывался проект «Форрестал». Первоначально его планировалось оснастить ядерной установкой, привлекательность, которой заключалась в повышении автономности и практически неограниченном запасе хода.
Авианосец под названием проект CVN-65 был заложен в феврале 1958 года, а спущен на воду24 сентября 1960 года.
В 1964 году авианосец был вовлечен в длительную вьетнамскую войну, в ходе которой корабль восемь раз выходил на боевую службу, а в феврале 1969 года был сильно поврежден взрывом ракеты, в результате которого погибли 27 и были ранено 344 моряка. После проведенного восстановления в 1974 году авианосец оснастили истребителями F-14 «Томкэт».
«Enterprise» CVN-65 является первым в мире «суперавианосцем». В 1964 году совместно с кораблями ВМС США «Лонг-Бич» и «Бейнбридж» он совершил кругосветное плавание, главной целью которого была демонстрация возможностей ядерной установки. Поход длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.
В настоящее время на авианосце оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из «плавучего аэродрома» в мощную многофункциональную боевую единицу.
флот,
памятные даты,
Энтерпрайз,
авиация,
Арцеулов,
история