О сериале «Топи» Владимира Мирзоева (2021).
Мистический триллер с элементами психоделии и сюрреализма. Политическая сказка.
Пятеро молодых людей совершают путешествие в чудодейственный монастырь Спас-Прогнанье в Архангельской области вблизи деревни Топи. Что напоминает бегство от своих московских проблем в надежде их разрешить при помощи чуда. Ребята ни во что не верят. Как они сами говорят, они агностики. Но события, происходящие с ними в Топях, заставляют их поверить. А верить тут есть во что. "Ты надеешься, значит хочешь поверить". "Какая разница, как на самом деле. У нас главное, - во что ты сам веришь".
Сюжет строится на путешествии в поисках чуда. Среди похожих фильмов я бы выделил "Сталкер" (1979) и "Чернобыль. Зона отчуждения" (2014).
Это многоярусная история. И кроме основной сюжетной линии здесь множество параллельных. У каждого из пяти путешественников свои "скелеты в шкафу". И каждый, попадая в Топи, встречается со своими страхами.
Welcome to reality. Москвичи попадают из сказочной Москвы в другую сказку провинциального захолустья. Здесь живут и выживают по-другому. Но при помощи денег молодые люди покупают себе удобства. Как говорит милицейский: "Раньше в людей верил, а теперь в бабло".
Сценарий написал фантаст Дмитрий Глуховский, проводивший в деревне все свои летние школьные каникулы. Как он сам говорит в интервью."Так получилось, что мир деревни наложился, с одной стороны, на мир моих снов, с другой, - на мир мёртвых (т.к. люди постоянно умирали). Это не шарж на русскую деревню, а личное переживание". Т.о., в фильме мы видим деревню глазами маленького мальчика, сознание которого заполнено сказочными образами, снами и мертвяками. Вероятно, что Глуховский и сам был не прочь порыбачить на опарышей.
Актёры играют хорошо. Особенно я бы выделил Татьяну Владимирову (баба Нюра). Запомнилась она мне после фильма "Язычники" (2017).
Загадок в фильме много. Моя версия - всё связано с питьевой водой в Топях. Скорее всего, по этой причине там и монастырь построили. Потому что после испития водички чудеса происходили. Первый раз воду Топей пьют ещё в машине при выезде с железнодорожной станции. Отсюда Денису (и только ему) привидится авария со смертельным исходом. Отсюда и версия о Посмертии. Но в Посмертии не должны выходить на связь с Москвой сотовые телефоны... В Топях воду пьют постоянно. И только один Максим замечает. "Думаю, они воду чем-то травят. Может, ЛСД гонят. Массовый психоз". А милицейский в последней серии просит. "Дай-ка водички попить, иначе невозможно вообще тут дальше жить".
Всё дело в воде. А Хозяин тут как бы и непричём. Он обманывается так же, как и все. Придумывая для себя забавы, он оставляет после себя образ глубоко несчастного человека. "Когда у тебя всё есть и ты всё можешь, - говорит он. - Ты уже, практически, ничего не хочешь. И это просто беда. Просто жить невозможно". Формально он является живым, но по факту изнутри отмер и умер. "Вы ж никто не можете без Хозяина. (Здесь) СИЗО - не тюрьма и не воля. Я никого силком не держу. Они просто не могут уехать. Или не хотят". Хозяин - рыбак. На крючок он ловит и рыбу, и людей. "Любят стоялую воду, тогда, извиняйте, садимся на крючок". Даже Библия в монастыре - коробка с крючками.
В фильме хороший саундтрек, специально созданный электронным хип-хоп дуэтом "АИГЕЛ". Каждая композиция - отдельный клип, помогающий воспринимать увиденное.
Отрицательная сторона фильма - мат, который можно, однако, отключить, выбирая звуковую дорожку. И обнажёнка, которой слишком много.
Ждём второй сезон.
9 из 10