Средиземное море, спокойное море

Jan 20, 2025 11:21


В рамках борьбы с необратимым изменением климата пересмотрел, впервые лет за 30, фильм Габриэля Сальватореса Меditeraneo, который и сейчас горячо рекомендую всем, кому не хватает солнца и умиротворения.
Сюжет его немудрящ, как жизнь, которую он описывает. 8 итальянских солдат в июле 41 года высаживаются на маленьком греческом островке в Эгейском море с не очень понятной миссией: вроде как контролировать морские пути и препятствовать возможной высадке неприятеля - но что они ввосьмером проконтролируют? Скорее просто для того, чтобы символически обозначить присутствие здесь Итальянской империи.
Но корабль итальянских ВМС, доставивших их на остров, на обратном пути гибнет в морском бою, рация в первую же ночь тоже выходит из строя. И 8 итальянских парней оказываются забыты и предоставлены сами себе. И естественным образом впадают в то состояние, которое описал на все времена Гомер в песне про остров Цирцеи. Тем более что и местная Цирцея тоже, разумеется, быстро находится.
Они играют в футбол, дуют завозимый оборотистым турком шиш. Денщик лейтенанта взахлёб читает греческих поэтов, чей томик оказался у лейтенанта (на гражданке - школьного учителя) в походном мешке, а сам лейтенант вспоминает, что когда-то интересовался живописью и расписывает православный собор, сильно пострадавший от предшествующих немцев, увезших, кстати, всех мужчин с острова - и вообще итальянцы естественно занимают место этих увезённый греческих мужчин во всех смыслах. И выводит из этого блаженного состояния их спустя три года англичане, приехавшие забрать своих врагов, ставших союзниками, на большую землю.
Когда я смотрел этот фильм первый раз, никакой Википедии, естественно, не было.А сейчас я без особого удивления узнал, что он получил международного Оскара 92-го года. Без особого удивления потому, что он прекрасно укладывается в тот паттерн, который который горячо приветствуется американским кинопрофсоюзом. Сам по себе он чрезвычайно живописец, достаточно прямолинеен и при этом достаточно тонко сработан. А главное - и итальянцы, и греки в нём одинаково карикатурны. Итальянцы без конца болтают и размахивают руками, но ни на что не способны, кроме как случайно подстрелить осла (да и тот в конце воскресает), а гречанки ходят во всем чёрном и не говорят ни слова, но легко эти чёрные одеяния сбрасывают. А англичане, появляющиеся в конце, предстают какими-то полубогами из машины во всем белом, которые не то спасают этих невыросших детей, не то наоборот, принуждают ко взрослой жизни. Но в любом случае распоряжаются их жизнями, на что сами они явно не способны.

несовременное кино

Previous post Next post
Up