Воскресенье у меня выдалось наподобие мини-отпуска, в один день я почти что сменила три страны. Началось оно с новогоднего парада по случаю китайского года синей деревянной лошади. Парад этот проходил в северо-восточном квартале Парижа - Белльвилль. Когда-то там родилась моя подружка Вероника, потом по ее словам парижане оттуда были вытеснены северо-африканцами, а уж им на смену пришли азиаты. С азиатами, надо сказать, никаких проблем у местного населения не возникало, свои разборки они решают как-то сами внутри себя, арабы вроде пробовали наезжать на них с рэкетом, но не тут-то было, после нескольких столкновений эти притязания затихли. Сейчас Белльвилль считается вполне спокойным и цивильным местом, и публика любит посещать местные ресторанчики и кафе.
Парад начинался после 11 утра, опять мне показалась на почетной трибуни Анни Идальго. Внешне она мне нравится, но внутренне - мало того, что социалистка, так еще у нее кажется и ребенок от Олланда. Вот уж воистину какой-то заяц-энерджайзер, никого вниманием не обошел, что тебе принц Альфред. Народу было много, но толпа вся была очень веселая и добродушная. Посреди бульвара были растянуты длиннющие вереницы дракончиков, а во главе колонны вытанцовывали три симпатичных зверушки. На каждую зверушку приходилось два крепких молодых человека, которые как-то очень ловко и незаметно запрыгивали под костюмом друг другу на плечи или наоборот садились на корточки, хлопая зверушкиными ушами, глазами и встряхиваясь всем телом. За ними шли юные барабанщики, и если ударами барабанов отгоняют злых духов, за свою судьбу я могу не беспокоиться, так как отгоняли их на славу. Время от времени барабанная дробь замолкала и китайцы хором кричали:"Хо!" Судя по майкам основным организатором шествия была Французская Ассоциация Танца Китайского Льва и Дракона (AFDDLC -
http://www.dansedulion.com/ ).
Mы сделали кружок вокруг станции метро Белльвилль, потом я юркнула в метро и поехала на левый берег в музей Майолль
http://www.museemaillol.com/ на выставки, посвященную этрускам. Вообще-то выставка меня разочаровала, сценография там была достаточно скучная и классическая (не то, что Картье!),а главное - мне всегда они представлялись таким загадочным народом, невесть откуда взявшиеся, невесть куда ушедшие, и язык ни на кого не похожий, и одежда с этими их ковбойскими шляпами, и внешность - полные круглые лица с круглыми глазами; а там все было как-то приземлено - и общались-то они со всеми, с кем ни попадя, и смешивались от греков до сардов, и язык-то их весь разгадан за исключением нескольких слов, одним словом, тварь бескрылая приземленная.. Единственно новое, что я для себя в их отношении открыла, - то, что в плане э-э-э свободы нравов они давали сто очков вперед всем окружающим народам, у одной витрины даже висела маленькая афишка-предупреждение -"родители, держите детей подальше". Надо сказать, что очень наглядные рисунки, от которых надо было держаться подальше были гораздо заметнее, чем эта афишка.
Насладившись прекрасным я опять пересекла Париж по диагонали и поехала в пригород Бобиньи на спектакль вахтанговского театра "Евгений Онегин". Бобиньи - это такой спальный район домов-коробочек, которые французы называют "cages aux lapins" - клетки для кроликов, до боли напоминающий советские новостройки. Впрочем прогулка от метро Бобиньи- Пабло Пикассо до Дворца культуры - MC93 этим солнечным пополуднем была вполне приятной. Тем более, что подходы кишели соотечественниками, и соотечественницами изредка разбавленными французскими мужьями. Давно уже мне не попадалось столько павлопосадких платков. Сам зал на 880 мест напоминает огромный концертный зал или кинотеатр амфитеатром. Я сидела на самой верхотуре - но у меня с собой был, не скрою, полевой бинокль - театральный я впопыхах не нашла.
Поскольку спектакль довольно статичен, вполне можно было его смотреть и через бинокль. Удовольствие я получила, конечно, большое. Прежде всего, благодаря Пушкину. Потом было очень приятно слушать красивую русскую речь и смотреть на красивые русские лица. Мне повезло - играл лучший состав - с Ольгой Лернер, которая удивительно красива, я даже думала, что наверное, так вот выглядела Наталья Гончарова, тем более, казалось, что и у нее слегка косящий взгляд. Понятно, почему в Вахтанговском она играет и Анну Каренину, и Дездемону, действительно, в такую женщину легко влюбиться. Единственно, она всегда выглядела очень жизнерадостной (ну, может быть, за исключением, финальной сцены - там был некий трагический надрыв: "я другому отдана!" А так - с Онегиным встречается, вся искрится весельем, гадает на Крещенье - тоже с улыбкой, письмо пишет - улыбается, ну а с няней сцена вообще какой-то разгул девичьей удали - она там кровать с няней по всей сцене таскает. Вообще такой достаточно физический для актеров спектакль, они там и через препятствия прыгают, и акробатикой занимаются, и под купол взлетают.
Молодого Онегина тоже играл очень красивый вьюнош "со взором горящим", но конечно, старый одутловатый Маковецкий всех спокойно затыкал за пояс - вот уж у кого талант так талант. Смотреть было интересно, хотя, если честно, я поняла только, что основной линией была взята именно любовная. Ни энциклопедия русской жизни, ни лишние люди - ничего этого как-то особо не отсвечивало, да, пожалуй, и сложновато было бы развертывать спектакль в этих плоскостях. Недаром режиссер Римас Туминас хотел назвать спектакль "Татьяна", но почему-то решил сохранить пушкинское название. Назначение некоторых персонажей - преподавательницы бальных танцев, зайчика (да-да, натурального мужика в костюме плейбоевского зайца, который соблазняет охотника из дворовых, сопровождающих Татьяну в Москву), а главное - растрепанной "домовички" с балалайкой, видимо долженствующей напоминать о"загадочной русской душе" я так и не поняла... Может быть, поэтому иногда я не могла отделаться от впечатления, что присутствую не на спектакле по одному из самых классических произведений одного из самых известных театров, а на каком-то студенческом капустнике. Но если вспомнить о вахтанговских традициях брать под крыло молодых только набирающих обороты актеров-вчерашних студентов - где ж и не быть капустнику?!
А еще интересно было увидеть вживую Людмилу Максакову в роли той самой преподавательницы бальных танцев (у нее изумительное декольте несмотря на возраст) и Юлию Борисову, читавшую "Сон Татьяны". А как Вам московская кузина в виде 98-летней Галины Коноваловой, ну да, водят ее под руки, но ведь текст помнит, выглядит органично, а звучный голос долетает без труда до моего ряда W. Вот на кого надо равняться!Порох в пороховницах у дам явно еще имеется! Главное, что три с половиной часа пролетели совершенно незаметно и завершились стоящей овацией артистам. В мае в этот MC приезжает театр Льва Додина, пожалуй, опять схожу на что-нибудь, мне понравилось!
А вот тут неплохая рецензия на московский спектакль вахтанговского, правда, при нем в составе вместо Ольги Лернер Татьяну играла Евгения Крегжде:
http://linleague.livejournal.com/69878.html