За короткий остаток отпуска так и не успела ни порисовать, ни почитать. В итоге, заболела на следующий же день после. Организм понимает.
Когда чуть отпустило, пересмотрела внезапно "Семнадцать мгновений весны". Не нашла лучшего средства заполнять паузы между приступами кашля, ага. Пришла к выводу, что когда долго не возвращаешься к каким-то значимым произведениям искусства, это чревато любопытными открытиями. Например, всем известный постулат о том, насколько ускорилось нынешнее время. Сейчас такие паузы в кино просто немыслимы. А по содержанию фильма - поразил тот факт, что практически никто из правящей верхушки нацистской Германии не имел высшего образования, включая Гитлера. Только у Геббельса было. В результате после первой серии села читать краткую биографию Гитлера. Удивительные финты иногда выкидывает история. Этот дважды провалившийся на вступительных в художественную академию художник-самоучка уклонялся от армии, был два раза судим, и, судя по всему, уже в юности проявлял признаки психического расстройства. И, тем не менее, стал лидером нации. Как же такие неучи захватили власть? И ведь за ними пошли, вся Германия почти пошла! Это какой уровень образования, средний по больнице, так сказать, был в этой стране? Впрочем, я сейчас подобное у нас сплошь и рядом наблюдаю, и мне страшно становится. Но, сдается мне, образование - это далеко не сумма полученных знаний. Что же тогда?
На днях ФБ в ленте предложил мне публикацию из группы "Сказки странствий" (кажется так). Там была картинка какой-то современной художницы и стихотворение. Я такое обычно пролистываю не глядя, но тут первые строчки стиха поразили меня своей бездарностью настолько, что я дочитала их до конца. Но сюрприз ждал меня позже. Эти, с позволения сказать, стихи приписали поэту К. Бальмонту. Не надо быть знатоком русской поэзии, в частности, поэзии Серебряного века, достаточно просто знать свой родной язык, чтобы по прочтении сего опуса, не просто усомниться в авторстве Бальмонта, а в принципе не счесть это поэзий. Я, конечно, полезла в комменты, в надежде в первом же обнаружить опровержение, ибо нельзя же так позорить русского поэта. И же что я вижу? "Ах, как это прекрасно!", "чудесно!" и проч. Только на тридцатом, наверное, комменте я обнаружила здравомыслящего человека, который сказал, что "сии вирши принадлежат такому-то". А дальше снова поток славословий. И вот я думаю - получается, большинство не просто не читало Бальмонта, а не в состоянии отличить поэзию от рифмованных слов. Вот этот "стих", зацените:
[Филологи, запаситесь валерьянкой]Они рядом сидели, обнявшись, любя. Она тихо спросила: «Что я для тебя?» Немножко подумав, с мечтами в глазах, Он стал вспоминать, оглянувшись назад.
«Когда ты со мной, забывается боль. Все беды и страхи теряют их роль. Когда ты со мной, улетают часы. Я рядом с тобой вижу светлые сны.
Когда ты со мной, я - не одинок. Твой голос и взгляд не раз мне помог. Когда ты со мной, я тот, кто я есть. Ты все недостатки смогла перенесть…»
Он к ней повернулся и понял как раз, Что ей и не нужно затасканных фраз. Слегка улыбнувшись, сжав руку рукой, Он просто ответил: «Я счастлив с тобой!»
Ну, то есть, чтобы вспомнить, ему надо поместить в глаза мечты, потом непременно оглянуться, потом надо, чтобы улетели его часы (!), чтобы "все беды и страхи потеряли их роль" (о, господи, яду мне, яду!), и ещё надо обязательно понять "как раз", что "не нужно затасканных фраз".
Нет, я понимаю, что если словарь рифм лежит в сети в открытом доступе, то грех не воспользоваться. Я даже не против, чтобы мамкины поэты публиковали свои творения, надо же куда-то душу изливать. Но пачкать имя Бальмонта? Люди, вы что, забыли слова Владимира Ильича Ленина о том, что не все написанное в интернете - правда? Кстати. Вот вам одно из стихотворений Константина Дмитриевича. Почувствуйте разницу, так сказать:
[Настоящий Бальмонт]Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою - глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света.
Над тобой - Эфир бездонный С яркой Утренней Звездою. Ты скользишь, преображённый Отражённой красотою.
И опять к вопросу про "образование ≠ сумма знаний". Почему некоторые люди с физматом в багаже прекрасно излагают свои мысли, как устно, так и письменно, почему многие гуманитарии отличаются логикой и аналитическим складом ума, почему многие врачи становятся настоящими писателями и поэтами, при этом некоторые обладатели втузовских дипломов говорят как деревенский сапожник пэтэушник на дискотеке, или, закончившие филфак, в бытовой речи, на полном серьёзе, говорят канцеляризмами и даже не замечают этого.
У меня нет высшего образования, я свой филфак так и не закончила. Просто сижу всю жизнь среди книг, вот и надышалась. Но не знаю, как разговаривать с теми, у кого оно, это образование, есть ("корка", по крайней мере), и, тем не менее, они не в состоянии хотя бы на уровне интуиции определить, где настоящее, а где грубая подделка. Да бог с ними - разговаривать. Мне это как раз лишнее. Просто как сойти с этой посудины с пробоинами, если кругом бескрайнее море?