В прошлое воскресенье пришлось мне проехаться ночным автобусом из Парижа. Между Францией и Голландией курсирует несколько перевозчиков. Самый дешёвый и подозрительный - мегабус. Их билеты стоят 5-8 евро, а отзывы у них такие, что волосы на голове дыбом встают - про обоссанные автобусы, неадекватных водителей, которые не могут найти дорогу и не знают правил дорожного движения, про выкинутый в лужу раздавленный багаж. Есть проверенная и безопасная альтернатива - евролайнс.
То есть это я думала, что проверенная. Евролайнс в Эстонии и в Голландии - это, оказывается, две большие разницы... Здешний от мегабуса отличается только тем, что стоит в пять-семь раз дороже.
Тут евролайнс - это такая быдлокомпания, в которой многие вещи сделаны очень неудобно просто потому, что "ну ведь зато намного дешевле, чем поездом!". Непонятный принцип.
На вокзал нужно прийти за час до автобуса, потому что по билету в автобус сесть нельзя, нужно пройти "регистрацию". Зачем нужна регистрация - непонятно. Просто прикольно смотреть, как уставшие люди с багажом стоят ночью в длинной очереди?
Очередь выглядит вот так:
Слева находятся несчастные, которые не купили билет в интернете и у них нет распечатки. Им придется отстоять сначала очередь к окошечку кассы, чтобы купить билет, а потом правую очередь, чтобы "зарегистрироваться".
В окошке регистрации вам выдают вот такой кусочек картона:
Номер на карточке - это номер платформы, к которой подойдёт автобус. Автобусы движутся в условиях строжайшей секретности - на них нет никаких надписей, сообщающих, куда же этот автобус собирается поехать. Соответственно, знают, какой автобус штурмовать - только посвященные, прошедшие "регистрацию".
И вот - автобус приехал. Обычно они появляются с опозданием от десяти минут до получаса. Замёрзшие пассажиры начинают просачиваться в салон. Обязательно оказываются несчастные, которые не знали ничего про "регистрацию" и ничтоже сумняшеся протягивают билеты купленные в интернете или билеты, купленные в кассе. За мной в очереди как раз были две украинские девчушки, которые купили билеты в кассе только что. Продавщица ничего не сказала им про то, что нужно отстоять ещё и вторую очередь. Водитель очень быстро вошёл в роль: "Что вы мне суёте? А ну идите обратно! Я вас не посажу!" На робкие возражения что в Амстердаме с такими билетами вполне можно было сесть в автобус, водитель распаляется ещё больше, начинает сыпать какой-то нецензурщиной и, кажется, скоро полезет с кулаками. Девушки бегут обратно, в полной уверенности что водитель сейчас закроет дверь и укатит. Я была уже готова лезть с ним ругаться, если он действительно так сделает, но он никуда не торопился и мы простояли на стоянке ещё с полчаса.
В автобусах нет туалетов. Какая-то негритянка, обнаружив этот факт, начала скандалить с водителем. Наверное поэтому за все восемь часов пути он вообще не делал санитарных остановок. И слава богу. Обычно ночные евролайнсы делают санитарные остановки буквально на каждой бензозаправке на автобане.
Ночь. Автобус останавливается. Водитель включает свет и по громкой связи объявляет "стоянка пятнадцать минут". Откуда они берут столько дополнительного времени на остановки? Да они его не считают там! Ехать из Парижа в Амстердам - четыре с половиной часа. А евролайнс идёт семь-восемь.
Последний шанс негритянки. Душ есть, 20 минут. Даже как-то человечно. Недоработка какая-то.
Ехать было откровенно страшно. Водитель разгонялся, пытаясь успеть на желтый свет, заезжал за светофор, там резко ударял по тормозам. Когда ему начинали бибикать другие машины, сдавал обратно и опять резко тормозил.
В кассе на вопрос, зачем вообще всё это, зачем эта регистрация, зачем всё так сложно, - мне с издёвкой ответили: "Ну мы же автобус. Если вам комфорта хочется, так и езжайте поездом и платите дороже". Всё это очень странно... У меня было такое чувство, что я участвую в каком-то странном фарсе, в котором евролайнс с остервенением пытается сделать всё настолько неудобно и некомфортно, чтобы отфутболить своих клиентов и отправить их пользоваться поездом. И всё-таки, что это было?